Логотип Вылашовского ВВАУЛ


Катастрофа Ан-12УД, командир корабля Козаков в Каире

07.07.1965

Тип самолета Ан-12УД

Место происшествия в районе БПРМ международного аэр. Каир (Египет)

Командир экипажа майор Козаков Григорий командир отряда



ФАЗА ПОЛЕТА И УСЛОВИЯ :

взлет, ночь, ПМУ, tнв ок +30град.С, максимальный взлетный вес  

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:

На международном аэр. Каира экипаж загрузил прибл. 6 - 8 (но не 15тн) тонн груза и ок. 15 пассажиров для перевозки в Сану (столица Йемена).

Дата: 07 июля 1965 г.

Время: 01:30

Страна: Египет

Место происшествия: международный аэр. Каира

Тип ВС: Ан-12УД

Принадлежность: Министерство обороны СССР Подразделение: ВВС, 363 втап (Кривой Рог)

Через одну минуту после отрыва в процессе уборки закрылков самолёт плавно перешёл на снижение, сбил бетонный столб с сигнальным огнём, упал в овраг в нескольких десятках метров от шоссе Каир-Суэц и взорвался.Самолет разрушился, сгорел. Погибли 8 членов экипажа и все пассажиры, находящиеся на борту, в том числе

командир экипажа майор Григорий Козаков, помощник командира экипажа лейтенант Монов Вячеслав Евгеньевич, борттехник Шевченко, бортпереводчик Алексей Калябин, ИТС Николай Протасенко и др. погибли.

Выжил воздушный стрелок-радист М. Тулин. 

ПРИЧИНЫ:

Ошибка в технике пилотирования.

Экипаж не выдержал заданную траекторию полёта в момент уборки закрылков и допустил снижение самолета.

Возможно изменение ЦЕНТРОВКИ самолета за счёт перехода людей в кабину сопровождающих, т.к. перевозил личный состав египетской армии и грузы.

Можно предположить, что температура в это время года была высокой, а самолет ПЕРЕГРУЖЕН. Нас учили как нужно убирать ЗАКРЫЛКИ в таких случаях - импульсами с постепенным нарастанием скорости. Тогда отмечали, что при страшной жаре (в июне даже до +48 град.С доходило) при уборке закрылков самолет "проседает", во всяком случае арабы (их уже несколько экипажей летало) сразу получили от своих приказ делать это позднее.

Одна из версий - смещение груза.

Часть экипажей полка работала на ОАР {Египет,Сирия,Йемен}. С 1963 по 1966 годы 5 экипажей постоянно находились в командировке в Египте и делали по два вылета каждый день на Сану.Через два месяца экипажи менялись.

Старшим группы в Каире был подполковник М.П. Заика (будущий 1-ый зам.КВТА), но его не было тогда на аэродроме, т.к. он следующим утром должен был провожать улетавших в Кривой Рог. По словам очевидца АП С.И. Мрачковского в то время ПКК второго борта Ан-12: "Авиационная катастрофа на взлете 7 июля 1965 года на аэродроме Каир экипажа 363 втап майора Козакова, в составе которого погиб лейтенант Монов В.Е. Мы , т. е. экипаж Монова (условно), и экипаж, в котором я летал на выполнение задания летали в паре - друг за другом: перевозка грузов (бомбы, напалм, боеприпасы, солдаты) с Каира в Сану, а оттуда, как правило, раненых или гробы. В тот день мы вылетали в 01.00--01.10 на борту Монова - 22 солдата, а у нас 7 тонн бомб. Погода была отличная, правда жара под 40 град. На аэродроме мы обменялись обычным - " давай по-внимательней" и Монов взлетал первым: -- дальше взрыв и тишина. Я поехал на пожарке к месту происшествия. По курсу взлёта в 200 метрах от полосы был маяк, вот именно об этот маяк и произошёл первый удар -- там лежала створка заднего грузолюка, дальше к месту падения самолёта я пошёл пешком по пути валялись вещи штурмана, в том числе и нога в сандалии. Монова я нашёл почти сразу, он лежал на спине в позе левая рука на штурвале, а правая на РУД. Опознал я его по золотым зубам --при свете пожара они блестели, я оттащил его от огня. Затем в морге пришлось повторить опознание под протокол. Поскольку наш самолёт был загружен бомбами, то мы утром всё же вылетели, и я уже с воздуха наблюдал пожарище". А ребята из Кривого Рога стали поминать КК Гришу Козакова по-своему: на подлете вместо "ближний привод" штурманы говорили "Козаков" (черное пятно от пожара там оставалось).

1-го ноября 2015 г. Володя Архипов сообщил дополнительную информацию о гибели Славы Монова:

"Иосиф, привет. Мне кажется, не все правильно указано на форуме в отношении катастрофы, где ПКК был Монов. У меня сохранилось в памяти, что, в конечном итоге, это была не ошибка в технике пилотирования, а трагическое стечение разных обстоятельств. А обстоятельства следующие - высокая температура, около +30 град.С, максимальный взлетный вес, неграмотные действия РП и привычка нас безоговорочно выполнять указания РП. На аэродроме Кайро-вест две полосы, расположенные под углом друг другу. Мы обычно взлетали на север (курс взлёта не помню), разворот на 180град., выход на привод, и маршрут вдоль побережья Африки на Сану, выгрузка, перелёт в Ходейду, заправка и обратно в Каир. В данном случае, РП дал команду занимать полосу, которая была под углом и направление взлёта на юг. Видно хотел помочь экипажу, чтобы он сразу лёг на курс на юг. Но был не большой, но попутный ветер, и что самое главное, с этим курсом на удалении от полосы 4 000м стоял КНС (кодовый неоновый светомаяк). Он стоял на бетонной тумбе размером 3м на 3м, и, превышение его относительно центра полосы было 160м (всё это можно и нужно проверить). Я думаю, там ничего не изменилось. Мы привыкли строго, не думая выполнять указания РП. Вот так и получилось. Маяк не горел. РП забыл о нем или думал, что он не помешает. А Козаков о нем тоже не вспомнил. Взлетели. В таких условиях самолет плохо набирает скорость и высоту для уборки закрылков (они в то время убирались на высоте 150 м). Учитывая все вышеизложенные обстоятельства и правильную технику пилотирования, самолет как раз и оказался в районе этого КНС. Перед ударом на земле действительно был след, и, 2-ым или 3-им двигателем они врезались в эту тумбу. Взлёт был ночью, определить визуально линию горизонта не было никакой возможности. Ни огней, ни звезд не было видно. В то время мы летали на Ан-12УД (удивительной дальности). В грузовой кабине стояли два топливных бака по 3 000л. Был груз, но не 15 тонн, как пишут, 22 человека это с экипажем. Баки в момент удара пошли вперед, взорвались, загорелись. Хвост оторвался, перевернулся, стрелок оттуда вылез и остался здоровым, остальные все сгорели. Следующий экипаж должен был вылететь через 30мин. Но они на санитарной машине поехали на место взврыва. Командир предупредил, что кто не может смотреть на трупы, лучше не ездить. Мрачковский поехал, а потом не мог избавиться от этого вида. Монов стал ему мерещиться в авиагоризонте. Пусть Слава извинит меня за эти подробности. Но они дружили семьями, и не каждый может всё это нормально переварить своей психикой. В результате, он ушел с летной работы, но остался в авиации.

Источник: Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России

 

Количество просмотров - 1907




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Редактированные страницы страницы

Редактированные страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика

Сайт разработан studio-it.ru