Логотип Вылашовского ВВАУЛ


Боевая потеря Ан-12 близ Асуана в Египте

18.10.1963

Тип самолета Ан-12

Место происшествия близ Асуана (ОАР - Египет)

Командир экипажа



В разгаре освободительной войны Южного Йемена против британского владычества со стороны СССР и Египта (ОАР) оказывалась военно-техническая помощь Йемену (ЙАР). Переброска советских военных специалистов в гражданской одежде с паспортами СССР производилась по маршруту: Кривой Рог (здесь базировались средние транспортные самолеты Ан-12) — Симферополь — Анкара (столица Турции) — Никозия (столица Кипра) — Каир (столица Египта). Отсюда контингент на тех же самолетах попадал в Йемен (в столицу — город Сана). Из Каира все полеты в целях безопасности осуществлялись только ночью. Обычная загрузка самолета Ан-12 составляла от 4 до 12 тонн боеприпасов или 60—70 человек личного состава (египтян). Самолеты имели опознавательные знаки египетских ВВС. Летчикам в воздухе запрещалось выходить на любую радиосвязь. Официально советские потери в этой кампании составили: 1 советник в Йемене и 21 человек (8 человек экипажа КК Козакова и 13 человек пассажиров) на борту одного из двух самолетов Ан-12, который потерпел катастрофу сразу после взлета из Каира ночью 7 июля 1965г.
Ранее ночью 18 октября 1963 года двумя самолетами Ан-12 363 втап (Кривой Рог) ВТА ВВС ВС СССР осуществлялась переброска военнослужащих египетской армии из Каира (Египет) в Сану (Северный Йемен) с промежуточной посадкой в Асуане для дозаправки. Предположительно, что первый вылетевший самолет получил боевое повреждение на маршруте полета над территорией Египта близ города Асуан (речной порт на правом берегу реки Нил, ниже 1-го порога), разбился и сгорел при попытке совершить вынужденную посадку вне аэродрома ночью в условиях песчаной бури. Экипаж 6 чел и пассажиры 25 чел. офицеров египетской армии на борту все погибли.
Экипаж, следующего, как правило, на 30-ти минутном интервале, второго борта Ан-12 со специалистами ИАС полка (Кривой Рог), на маршруте получил информацию о боевом воздействии ИА противника, и, для срыва атаки на него применил противоистребительное и противоракетное маневрирование на больших курсовых углах, снизился на ПМВ и под прикрытием рельефа, вышел из под атаки истребителей, продолжил полет, и, в дальнейшем, благополучно завершил перелет и приземлился на базовом аэродроме Долгинцево (Кривой Рог). Этот случай ранее был описан в грифованном учебнике Тактики ВВС!
Не прибыл на базу в Кривой Рог экипаж первого Ан-12, а их тела в гробах привезли позднее.Экипаж, в основном, похоронен на кладбище 7-ой км пос.Долгинцево в г.Кривой Рог, а 2-х или 3-х из них забрали родственники на родину.
Официально военнослужащие ВС СССР в этот период времени (с марта 1963г. по июнь 1967г.) не принимали участия в боевых действиях на стороне ОАР (Египет) и ЙАР (Йемен), а на самом деле война в Йемене (и участие ВТА, хотя и с перерывами) продолжались еще много лет, хотя официально (по Закону о ветеранах) она для нас там возобновилась лишь в ноябре 1967 г., и, боевые награды участники этих событий получили реальные - ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали За боевые заслуги.

Источник: Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России

Уточнение информации


Экипажи нашей ВТА стали осуществлять полеты из Каира в Сану сразу после революциии в Северном Йемене в интересах Вооруженных Сил ОАР (Египет).
С двадцатых чисел октября 1962 года были задействованы эпипажи (практически эскадрилья) из витебского 339 втап (в/ч 22689), а в мае 1963 года их сменили летчики 363 втап из Кривого Рога (в/ч 22527). В июне 1963 года большая группа нас (витебчан) получила ордена и медали, а год спустя (в 1964-ом) их удостоились и "сменщики" (криворожане), хотя "боевые" льготы (три за день на выслугу и два за день на звание) прекратились еще с 1 апреля 1963 года.
Летом экипаж майора Тимченко (я к нему был прикомандирован как бортпереводчик) приступил к переучиванию первого арабского экипажа, командиром которого был Вафик Рифаат, командир 21-ой бригады и бригадир по званию (ранее они летали на Ил-14). К середине октября 1963 года учеба завершилась, и, после полета из Каира в Сану, где тот сидел уже на левом "кресле" и успешно осуществлял и взлеты, и посадки, экипаж был допущен к самостоятельным вылетам.
Но в первом же вылете произошла трагедия.
Ночью 18 октября 1963 года после взлета с аэродрома Асуана Ан-12 без всякого внешнего вмешательства потерял высоту, упал и сгорел.
Все тела были сожжены почти до неузнаваемости, кроме стрелка (задняя часть самолета с его кабиной отвалилась при падении), его тело оставалось привязанным, хотя без рук-без ног, "вниз головой" (ставлю в кавычки, так как голова тоже была оборвана).
Мне пришлось вместе с нашим старшим группы на следующий день вылететь в Асуан на расследование, и не дай Бог никому видеть такую картину, тем более, что с этими летчиками мы делали вылет дня за три до этого.
Пассажиров, насколько я помню, на борту не было, везли они несколько тонн металлических риалов - новой йеменской валюты.
Официально причину катастрофы определить не удалось, как нам объявили, в связи с полным разрушением самолета, но наши предполагали, что она могла быть результатом неправильных действий необученного офицера, который также был на борту, и, возможно, находился на месте ПКК (правого летчика).
Сели они успешно, заправились и взлетели (ночью). Официально было сказано, что определить причину невозможно из-за сильного разрушения самолета, неофициально наши летчики предполагали, что на правом сиденье мог быть необученный летчик с Ил-14 из той же эскадрильи (был такой довольно активный и самоуверенный офицер), который произвел неверные действия, к которым привык на том типе самолета. Кстати, по расположению обломков у наших на месте тогда даже создалось впечатление, как будто бы самолет до взрыва падал в перевернутом состоянии (шасси вверх).

P.S. Экипаж был чисто египетский, обученный нами. Именно майор Тимченко (и еще несколько человек из его экипажа, включая меня) сделали дня за три до этого вылет с экипажем Рифаата по всему маршруту из Каира через Асуан в Сану и обратно, и "выпустили" их.
Тимченко продолжал служить в Каире и был награжден в 1964 г. вместе с другими летчиками из криворожского полка (он получил, как и другие КК, орден Красного Знамени).
Наша группа СВС в ОАР (руководитель - генерал-лейтенант А.С. Пожарский) называлась тогда п/п 44708 A, подчинялась "Десятке" - 10 ГУ ГШ, начальником которого многие годы был генерал-полковник авиации Н.П. Дагаев (после отставки он был заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны).

Шубин Владимир Геннадьевич
vlgs@yandex.ru

Количество просмотров - 2318




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Редактированные страницы страницы

Редактированные страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика

Сайт разработан studio-it.ru