Логотип Вылашовского ВВАУЛ


 

21-ый выпуск Балашовского высшего военного авиационного училища 1983 год.

 

    В июне-июле 1979 года желающих поступить в Балашовское ВВАУЛ было прибл. 1 400 человек. Первыми в приёмник прибыли солдаты и сержанты, поступавшие в училище из армии и флота. Несмотря на лояльное отношение на экзаменах и даже персональные разрешения некоторым пересдать экзамены, чаще всего – русский язык (сочинение), поступили из них человек 30 для укомплектования сержантских должностей: командиров отделений, заместителей командиров взводов и старшин двух рот на курсе. В последующем некоторые командиры были заменены на отличников из гражданской молодёжи. Председателем нештатной приемной комиссии в училище был назначен полковник-инженер Иван Иванович Федосов старший преподаватель кафедры АРЭОС, начальником штаба приемника - майор Евгений Михайлович Кутафин преподаватель кафедры СВЖ, а секретарем комиссии - служащая СА Агнесса Владимировна Акимова ИАС училища. Ей помогал прапорщик Фатин Владимир Сергеевич начальник лаборатории кафедры КЭАТ. Приёмник работал на потоке, приезжали абитуриенты, размещались в казарме на двухярусных кроватях и после неудачи на медкомиссии или двойки на экзамене отправлялись домой, а на их место приезжали следующие. Медицинская комиссия и профессиональный психологический отбор (далее – ППО) для многих, стали первым непреодолимым барьером, из-за которых отсеялось более половины абитуриентов. В основном, отбирались абитуриенты по 1-ой группе, но несколько абитуриентов сдавали испытания ППО и по 0-ой (высшей) группе ППО, допускались также к сдаче экзаменов абитуриенты со 2-ой группой результатов ППО. По мере прохождения, а точнее – непрохождения медкомиссии и ППО, а также после каждого экзамена, а их было пять: русский язык и литература (письменно - сочинение), математика (письменно - контрольная работа), математика (устно), физика (устно), физическая подготовка, росло количество молодых людей, уезжавших домой. Проходной балл с учетом средней арифметической оценки 4 по всем предметам из документов о среднем образовании получился относительно невысоким – общее количество  баллов 18 (допускалась одна и даже две оценки 3). Кроме того, добавлялся 1 балл абитуриентам после службы в СА, воспитанникам СВУ, успешно окончивших ВУЗ и ССУЗ, а также аэроклубы (АСК ДОСААФ) и школы первоначальной летной и специальной подготовки. Приоритетом пользовались поколение военных авиаторов и дети военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга и из неполных семей. Абитуриенты - военнослужащие СА были из разных видов ВС и родов войск, соответственно и погоны у них были разные - голубого, черного, красного и зеленого цветов. Конкурс при поступлении в 1979 году получился высоким - 5 человек на 1  место.Приёмная комиссия, которую возглавлял начальник училища генерал-майор авиации Николай Федосович Вертель, и которую почему-то называли мандатной, делала окончательное заключение по приёму, правда на комиссию представлялись фактически уже прошедшие отбор кандидаты, нужно было только подтвердить, что действительно желаешь учиться на военного лётчика-транспортника.

 

   3 августа 1979 года 280 счастливчиков были зачислены курсантами 1-го курса приказом по училищу с присвоением воинского звания «рядовой», а зачисленным военнослужащим срочной и сверхсрочной службы сохранили их звания и переназначили на штатные должности младших командиров. Приказ в присутствии начальника училища зачитывали на строевом плацу между старыми казармами, а родные и близкие абитуриентов смотрели на это действо со стороны входных ворот из-за сетки рабицы на служебной территории. При объявлении фамилии зачисленный выходил из строя и становился напротив лицом к строю абитуриентов. Некоторые курсанты из гражданской молодежи легко расставались со своим прошлым и приводили в негодность свою одежду сразу после объявления своей фамилии в приказе. На курсе было 280 чел. в 12-ти класссных отделениях (№№ с 81-го к/о по 92-ое к/о вкл.) по 23-24 чел. курсантов в каждом, из которых сформированы две роты (по 6-ть к/о) по два взвода (по 3-и к/о) в каждой роте, по 140 чел. и 70 чел. соответственно. Самым старшим по возрасту был зачислен сверхсрочник Александр Бойко, которому 1 марта уже исполнилось 23 года, а самым молодым – суворовец Сергей Ганусевич , ему только 18 декабря должно было исполниться 17 лет. Забегая вперед скажу, что потери за 4 года и 2,5 месяца учебы на выпуске составили около 30 чел. курсантов (отчислены по неуспеваемости, состоянию здоровья, нарушениям воинской дисциплины (правонарушения), летной негодности, из-за невосполнимой потери в катастрофе, нежеланию продолжать учебу), что соотносится 1 : 1,5 с количеством безвозвратных потерь за более чем 35-летний срок прошедший после окончания училища нашими однокашниками. Но это в арифметическом измерении, а по сути к нам приходили и курсанты со старших курсов и др. авиаучилищ, не прошедших отбор на истребителях типа МиГ-21 и учебно-боевых самолетах типов L-29 и L-39. Кстати, решения по отчислению курсантов 1 и 2 курса принималось Советом училища, 3 курса - начальником ВВС ПриВО, 4 курса - ГК ВВС. Начиная с 1-го и по 3-ий курсы учебы личный состав размещался в старой казарме на втором этаже, где находилось еще и помещение дежурного по училищу, а 4 курс в построенной новой казарме-общежитии. После объявления приказа о зачислении на учебу и торжественного обеда по этому случаю в солдатской столовой все курсанты из числа гражданской молодежи были направлены в парикмахерскую на стрижку волос, как правило, «под ноль» и далее в гарнизонную баню на помывку и переодевание в военную форму одежды. После бани курсанты, постриженные наголо, облачились в новенькую, ещё «хрустящую» форму, после чего в казарме занялись самостоятельным пришиванием курсантских погон, шеврона, подшивкой подворотника и обмоткой портянок в яловые сапоги, а на следующий день начался курс "молодого бойца", как тогда говорили - КМБ. Отрабатывали подъём и отбой за 45 секунд по команде, заправку постели, изучали правила ношения военной формы, получали первые навыки войсковой подготовки: огневая подготовка из стрелкового оружия, строевая подготовка одиночно и в составе подразделений с оружием и песней-маршем, изучали общевоинские уставы ВС, организацию службы войск и военное законодательство (Голик И.В., Курнаев В.И., Коновалов В., Амосов Г.А., Маймур М.Л., командиры учебных взводов), физическая подготовка (Гоголев Владимир Алексеевич, Белоусов Владимир Александрович, Артемьев Юрий Федорович, Косткин Анатолий Сергеевич), комплексы упражнений утренней физической зарядки, кросс по пересеченной местности и марш-броски с полной боевой выкладкой, азы авиационной картографии и военной топографии (рисовали план местности), рыли окопы, планировали и обустраивали служебную и пр. территории, высаживали деревья и кустарники, а также дерновали газоны и выполняли различные вспомогательные и хозяйственные работы. По окончании КМБ в третьей декаде августа 1979 г. каждый курсант-новобранец принимал военную присягу клятву воина на верность Родине в торжественной обстановке с оружием в руках - карабином СКС. Однако часть курсантов по состоянию здоровья находились на излечении в инфекционном отделении гарнизонного госпиталя, и принимали присягу позже в ленинских комнатах в парадной форме с оружием. Вопрос по недопустимости внедрения дедовщины в наших рядах по инициативе сержантов и кадетов был решен окончательно и бесповоротно после КМБ на общем собрании личного состава сначала 2 роты, а потом и на курсе раз и навсегда. Кто не согласился, тот ушел из наших рядов. После того конкретного разговора мы дружили с нашими младшими командирами и сотоварищами по койкам ! К слову о койках после команды "отбой" и убытия ответственных офицеров из расположения начиналась другая жизнь по сплачиванию воинских подразделений - это и прилюдное вскрытие посылок с малой Родины со съестным и снедью (иногда и с табаком, и крепким алкоголем типа "чача"), а также рассказы о юности и прошлой жизни, и делились своими мечтаниями (главная из них, конечно, о Небе). В этой связи вспоминается случай легкого отравления "детей подземелья" суррогатным алкоголем из нескольких человек курсантов, пытавшихся самостоятельно гнать самогон в кладовой для хозинвентаря, и, органы военной контрразведки сразу в этом почуяли "диверсионный след", а старшина роты, к сожалению, был отчислен из училища. Слова "парково-хозяйственный день", "каптерка-подземелье" и "уборка территории" были магическими и всегда давали алиби курсантам-самовольщикам, причем безопасные маршруты похода без увольнительной записки были заранее известны и проверены годами предыдущими курсами и доведены до нашего сведения. Символический "ключ от Неба" был получен от выпускников 1979 года на торжественном построении 4-го и 1-го курсов. Курсанты несли караульную службу по охране важных объектов инфраструктуры училища под непосредственным руководством сержантов и контролем ее организации со стороны ротно-батальонного звена управления курса. Приходилось иногда зарабатывать деньги своим трудом для обустройства казармы и на разгрузке ж/д-ых вагонов, и на мебельной и др. фабриках и заводах. А любимыми общественными местами были танцзалы и танцполы в солдатском клубе, ГДО, горсаде, ДК "Железнодорожник" и "Текстильщик" на КПТ, кинотеатры "Спартак" и "Победа", кафе ГДО, курсантское кафе "Чипок" и кафе-столовая "Блинная" на ул.Советской в центре города, пляжи на р.Хопер, гор.бани и др. "злачные" места и т.н. подворотни.  

   Командиром 1-го батальона был подполковник Иван Васильевич Голик из ВДВ («Дёрен»), замполитом батальона подполковник Валерий Иванович Курнаев («Крот»). Командирами 1-ой роты был майор Геннадий Александрович Амосов («Чмо») и 2-ой роты майор Михаил Леонтьевич Маймур («Миша») после него капитан Юрий Иванович Болоцкий («Чахлый»).Командирами взводов были капитан Евгений Егорович Головенко («Шкалик»), лейтенант Александр Константинович Бурылин («Балбес») после него майор Виктор Фёдорович Алексеев, капитан Владимир Иванович Шулаев («Шульц»), старший лейтенант Виктор Дмитриевич Найденко («Геморрой»), старщий прапорщик Михаил Прищиц. Старшинами рот из курсантов назначили сержантов Виктора Вишнякова и Владимира Попова, а заместителями командиров взводов – сержантов Михаила Попова, Сергея Андреева, Александра Николаева, Юрия Струговщикова. Начальником учебно-лётного отдела училища был подполковник Валерий Алексеевич Закалашнюк, его замом – полковник Иван Тихонович Вдовенко. После курса «молодого бойца» начались у нас первокурсников «минусов» или «без вины виноватых» занятия по: высшей математике (Мясникова Роза Дмитриевна, Пугачева Галина Ивановна), техническому черчению, теоретической и технической механике (Петров Л.В.), сопротивлению материалов (доцент Мазуров Иван Александрович, инвалид ВОВ «Сказочник»), немецкому (Короткова Анна Александровна) и английскому языкам (Белова Анна Федоровна), истории КПСС и научному коммунизму (Вялушкин Иван Александрович), марксистко-ленинской философии (Ерёмчев В.М., Виллонен Вячеслав Иванович), политэкономии (Антоненко В.И.), основам военной педагогики и психологии (Музыка), партполитработе в ВС, тактике ВВС (Алёнкин Валерий Иванович, Бурчалов Николай Вениаминович) и общей тактике, истории военного искусства (Диок Павел Савельевич), авиационному вооружению и его боевому применению (Стешев Игорь Дмитриевич, Зоректуев Евгений Цыденович), самолетовождению (Жигалов А.А., Маркелов С.В., Кутафин Е.М., Курганов Н.И., Фенько М.М.), аэродинамике (Симкин Александр Михайлович, Пивень Виталий Кузьмич, Лозко Степан Викторович, Ильченко Николай Иванович, Онучин Александр Вениаминович, Краснов Юрий Владимирович), конструкции и эксплуатации авиатехники (Кулинченко Святослав Иванович, Климов Владимир Михайлович), ЗОМП (Извозчиков Виктор Михайлович), авиационной метеорологии (Латман Михаил Львович), основам авиационной электротехники и радиоэлектронике (Антипов Михаил Сергеевич, Балок Владимир), авиационной автоматики (Кичигин Евгений Константинович, Буканов Федор Иванович), термодинамике и теории реактивных двигателей (Макорта Владимир Артёмович, Дурницкий Владимир Григорьевич), теории вероятностей и боевой эффективности (Кравченко Виктор Иванович) и др.

   По окончании первого семестра сдали два экзамена и несколько зачётов. Курсантов, не усвоивших теорию и не сдавших экзамены, отчислили по неуспеваемости. Долгожданный короткий отпуск после первого семестра каждый курсант проводил, как правило, в своём родном городе или селе. Несколько курсантов по различным причинам пересдавали сессию и в учебном отпуске не были вплоть до лета 1980 г. После 1 семестра из-за излишней самоуверенности в безнаказанности по случаю самовольной отлучки потеряли курсанта 92 к/о 2 роты Трифонова Сергея Викторовича, 25.11.1962 г.р. потомственного офицера из семьи военных летчиков, окончившего Тамбовское ВВАИУ, и, ставшего, в дальнейшем, старшим офицером командиром отдельного батальона связи и РТО ФА ВВС на Дальнем Востоке (проживает в Москве). Всем запомнился рыжеволосый курсант 2 роты Черлюнчакевич Николай, которого также отчислили из училища (проживает в Москве). По состоянию здоровья был оставлен на следующий год выпустился в 1984 г. командир отделения мл.сержант Зотов Владимир, который проявил себя порядочным Человеком и профессионалом, военлет-испытатель химического и бактериологического оружия на полигоне Бархан в Казахстане и применял его в Афганистане (умер, похоронен в Уфе).

   Весной 1980 года и в последующие 81-82-83 годы весной перед началом полётов и летом во время полетов выполняли по два прыжка с парашютами в год, в основном, на Д-1-5у («Дуб») из самолета Ан-2 или вертолета Ми-8. Всего по 8 прыжков с парашютом получилось в училище у каждого курсанта. Иногда курсанты неточно приземлялись из-за сноса ветром и вместо летного поля оказывались на городском кладбище в Ветлянке. Весной 1982 г. на парашютных прыжках в Балашове неудачно приземлился и получил ЗЧМТ с длительной потерей сознания (более 5 сек) с-нт Андреев С.В., не был допущен к полетам на Ан-26. Начались на небесах совершаться и первые курсантские браки, хотя хорошее дело "браком" не назовут. Также приступили к проводам своих гражданских ровесников в ряды СА. 7 июля 1980 года училище и полк посетил Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации П.С. Кутахов. Подготовка к встрече высоких гостей велась по разным направлениям деятельности, но дерновка газонов запомнилась отчетливо, комбат Иван Голик в сие эпопее и был назван "Дёрен". Трагикомический случай: при следовании с аэродрома в город кортежа Кутахова П.С., вышел на дорогу и остановил колонну наш однокурсник Петренко А.В. из кадетов, находящийся на работах с гауптвахты, после чего побеседовав с курсантом отпустил его Главнокомандующий, и, проследовал дальше в ВГ на сборы ВУЗ ВВС. В современной истории остались воспоминания наших выпускников (Еруков О.П., Тюрин В.Ю., Портретный О.И. и др.) об их участии в военно-мемориальной работе по перенесению останков павших борцов революции и гражданской войны 1918-1922 г.г. и погибших в ВОВ 1941-1945 г.г. из братского захоронения в городском ПКиО им. Куйбышева на место нынешнего монумента воинам-освободителям в ВОВ с братской могилой в октябре 1980 г. 

   На 2-ом курсе приступили к изучению самолёта Аэро L-29 «Дельфин» и  двигателя Моторлет М-701 чехословацкого производства, а также практической аэродинамики и динамики полета этого самолёта, метеорологии, навигационного и радиоэлектронного оборудования. Знакомство с авиацией началось с тренировок в кабине самолета на тренажере ТЛ-29 осенью 1980 г. под руководством опытных инструкторов (Салов Василий Геннадьевич, Акимов Виктор Петрович и др.), а зимой 1981 г. с показательного запуска и опробывания двигателя М-701 на газовочной площадке за штабом училища вместе с преподавателями кафедры КЭАТ. 7 ноября 1980 г. состоялся парад частей Балашовского гарнизона, на котором впервые наш курс в составе 2-х рот-коробочек прошел торжественным маршем по заснеженным улицам города, показал сплоченность рядов, силу духа и подготовленность воинских коллективов будущих военлетов. Спортивная и творческая жизнь проявлялась посещением как спорт- и кинозалов, так и библио- и дискотек, организованных встреч с представительницами прекрасного пола медучилища, пушно-мехового техникума, пединститута, горторга и проведением др. различных, но нам не безразличных  мероприятий. Курсантский ВИА в ГДО и солдатском клубе от нашего курса представляли курсанты: Дюбайлов Г.А., Звягинцев О.А., Лизунов Н.А. (чтец), Меркулов А.А. (бас-гитара), Сотников С.Н. (соло, клавишные, ритм-гитара), Сушков А.В. (бас-гитара), Тюрин В.Ю. (соло), Шабанов Д.В. (ударные). Потеряли курсанта  82 к/о 1 роты Лизунова Николая, отчислен из училища, в дальнейшем, окончил Курганское ВВПАУ и стал ведущим аналитиком, военным экспертом Международного Института Новейших Государств (проживает в Химках). Потеряли старшину 1 роты сержанта Вишнякова Виктора, отчислен за самогоноварение среди подчиненных и натянутые отношения с командиром роты майором Амосовым Г.А., окончил военно-железнодорожное училище, водил ж/д составы в Чеченскую кампанию, нач.поезда, подполковник (проживает в Воронеже).

Форма одежды курсантов всех курсов была "поражена болезнью" зашитых и обрезанных сзади клапанов шинелей, снятых хлястиков с шинелей, отпоротых пуговиц снизу шинели, шапок домиком, яловых сапог в гармошку, ушитого и отбеленного хлоркой х/б-го и п/ш-го обмундирования, что открывало широкое поле деятельности отцам-командирам в устранении таких нарушений от лишения увольнений нарушителей ВФО до нарядов вне очереди и гауптвахты. Как пример, курсант Чеклин Сергей, неоднократно порот и подлежал замене ВФО. Дальнейшая служба доказала необходимось соблюдения правил ношения и хранения ВФО и опрятного внешнего вида офицера в начищенной до блеска обуви. Обувь - лицо курсанта и офицера, несмотря на порой грязную @опу!

   В апреле 1981 г. курс перевезли в Ртищево, где базировался 666 уап (командир полковник Владимир Иванович Милюков (будущий начальник ОВВАКУЛ и генерал-майор авиации), его заместители подполковники Борис Борисович Брянский (будущий зам.нач.ОВВАКУЛ по ЛП и полковник) и Борис Николаевич Сибиряков (будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП и полковник) разбили на четыре эскадрильи (командиры майоры Ларичев Анатолий Михайлович, Сыпачев Александр Евгеньевич, подполковники Захар Владимир Ростиславович (будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП и полковник), Емарлуков Михаил Васильевич), каждый курсант выполнил по одному наземному катапультированию на тренажере НКТЛ-29-39 с вертикальной перегрузкой 8G, и, в мае после наземной подготовки, вживания в кабину и отработки пробного запуска двигателя М-701 и руления самолета L-29, начались дневные учебные полёты на аэродромах Ртищево и Турки с ГВПП (в распутицу с ИВПП) по две эскадрильи в разные смены. Сон и питание - залог нашего летания, этот лозунг был и остается одним из основных. Питание было витаминизированным, а суп из листьев молодой крапивы в лагере Турки невозможно забыть, как и шоколад, и кнели (печеночные котлетки) в курсантской летной столовой согласно рациону питания. Курсанты после вывозных и контрольных полетов с инструктором  и проверяющим вылетали самостоятельно. Традиции вылетных папирос "Казбек"  или "Герцеговина Флор" для техников и марочного коньяка инструкторам свято соблюдались, приходилось присланные алкогольные запасы как трофеи заблаговременно прятать в лесопосадке и зарывать в землю до момента самостоятельного вылета. Последний вылетевший самостоятельно курсант (Алиев Рабшан в Турках, Шишкин Михаил в Ртищево) проходил обязательную неприятную, но поучительную процедуру - его поднимали к самолету несколько курсантов и задним мягким местом с раскачки прикладывали к тормозному щитку по несколько раз. Первоначальная летная подготовка, в основной массе курсантов, была средняя, а лишь у единиц из АСК - хорошая. Личный состав готовился к полетам хорошо и отлично, изучались кроки аэродрома, до автоматизма отрабатывались действия в ОСП, в летных группах оказывались взаимоконтроль и помощь в подготовке отстающих к полетам. «Любишь кататься – люби и саночки возить!» - гласит русская пословица. Некоторые любили только парадную сторону — Я летчик! Самокритики — ноль, самомнение — большое. Летно-методическая работа исправила эту загогулину. "Учиться, Учиться и еще раз учиться военному делу настоящим образом!" - ВОТ ТАК выглядит фраза, сказанная Лениным перед курсантами красных революционных курсов (ТЕХ, которых награждали красными революционными шароварами). Собранность во всем и честное отношение ,в первую очередь, к себе, совместной работе и коллегам по "транспортному цеху". Работали охотно с огоньком. Приходилось отмывать запыленные и закопченные самолеты, заправлять их топливом и газами, разгонять большие лужи на полосе, монтировать элементы железной ВПП. Состояние вверенной техники было хорошим тогда еще. Отдыхали между летными сменами в холодной щитовой казарме на двухярусных железных кроватях, порой в полной экипировке, даже в шлемофонах спали в апреле-мае. Заслушивались магнитофонными записями группы "Воскресение" и пр. ВИА СССР. На помывку в Турках ездили на бортовых машинах в поселковую баню. К сожалению, несколько курсантов не смогли адаптироваться в воздухе, а некоторые даже и приблизиться к самолету с запущенным двигателем под током, теряясь в своих фобиях и ступоре, их отчисляли или переводили по-нелетной. По КУЛПу на первый курс отводилось 40 часов налёта. Выполнялись полёты по кругу для тренировки взлёта и посадки, действий при отказе двигателя в полете и в зону для отработки техники пилотирования, распределения внимания по приборам, вводу-выводу из сложного положения и штопора. Так, лётчик-инструктор 4-ой эскадрильи Акинин Михаил Алексеевич контролировал выполнение преднамеренного управляемого одновиткового штопора курсантом Гоголевым Игорем в 13-ти полётах в зону пилотажа. А некоторые инструкторы в контрольных полётах показывали курсантам порядок выполнения и др. фигур высшего пилотажа (горки, боевые развороты, пикирования, бочки, перевороты, полупетли и пр.) и боевого применения (полётные порядки строем, наведение и перехват воздушной цели, метание сапог из тормозных щитков вместо авиабомб и др. ). Так, в самостоятельном полёте при взлёте с аэр.Турки уже опытного пилота АСК ДОСААФ курсанта 1-ой эскадрильи Григория Черного на высоте 70м произошёл отказ двигателя, самолёт произвел вынужденную посадку перед собой вне аэродрома без каких-либо серьёзных последствий. Сержант Черный Г.Н. за грамотные действия в ОСП был награждён именными часами. Курсанты успешно окончившие программу первоначальной лётной подготовки были поощрены досрочным убытием на хозработы в Балашов из Турков и Ртищево и временно размещались в элитной казарме «Пентагон» с августа (выпускники 1981 г. только приехали со стажировки) и до октября 1981 г.  вплоть до основного учебного отпуска. После второго курса к нам добавились два курсанта 2 роты Юрий Голубцов и Вячеслав Литвиненко, прибывшие из Харьковского ВВАУЛ с истребителей МиГ-21 на транспортные самолеты Ан-24 и Ил-76. Потеряли курсанта 84 к/о 1 роты Тезикова Владимира из Тамбова, отчислен из училища по летной негодности. Потеряли курсанта 2 роты Жаркова Рафаэля из Чимкента за драку. Потеряли курсанта 81 к/о 1 роты Ковальчука Олега из Москвы, отчислен по состоянию здоровья  (в дальнейшем, окончил Багерово - филиал ВВВАУШ им. Пролетариата Донбасса (ОПОБУА).

   На 3-ем курсе приступили к изучению лёгкого ВТС - базового самолёта Ан-24Т и его модификации Ан-26  (по кодификации НАТО: Curl — «Вихрь», в народе — Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька, Шайтан арба (уши клинит - УВПД хреновый) и турбовинтового двигателя АИ-24ВТ с дополнительным реактивным РУ-19А-300 советского производства, а также практической аэродинамики и динамики полета этого самолёта, метеорологии, навигационного и радиоэлектронного оборудования. Тренировки в кабине самолета на тренажере КТС Ан-24 с осени 1981 г., а зимой 1982 г. с показательного запуска и опробывания двигателя АИ-24ВТ и РУ-19А-300 на газовочной площадке за штабом училища вместе с преподавателями кафедры КЭАТ. Потеряли курсанта 82 к/о 1 роты Шарапова Владимира, отчислен из училища по состоянию здоровья.

   Третий курс продолжили весной 1982 г. в шестом семестре в 606 и 478 уап (командиры полковники Валентин Борисович Тоцкий -  будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП, и Юрий Николаевич Титов) в Балашове и Петровске соответственно. Предстояли полёты на самолётах Ан-26 и Ан-24Т. В апреле 1982 г. эскадрильи учебных полков приступили к вывозным курсантским полётам после годичного перерыва. По КУЛПу предусматривалось 100 часов налёта. Полёты выполнялись на основных аэродромах Балашов и Петровск с БВПП и с подскока на аэродромах Родничок и Горный с ГВПП. Налёт составил около 125 часов: по кругу днем и ночью, в зону, по маршруту самостоятельно. В самостоятельных полётах днем в ПМУ летали два курсанта-летчика с левого и правого сиденья, а по воздушным трассам днем, ночью, в СМУ - только контрольные с инструктором. Так, Запасников В.Ю. первым выполнил самостоятельный полёт на Ан-26 среди курсантов. Ночной налёт составил 5 часов, а в облаках - ок.10 часов. Получили допуски к полетам днем и ночью в ПМУ и СМУ в составе экипажа в качестве помощника командира экипажа на самолете Ан-26 / Ан-24Т по минимуму командира экипажа с использованием посадочных систем: ОСП РСП. Выполнили гос.экзаменационные полёты на проверку качества техники пилотирования в закрытой кабине по кругу с использованием посадочных систем с выставлением оценки каждому курсанту комиссией училища по индивидуальной летной подготовке.

   В 5 семестре потеряли к-та 81 к/о Шарапова Игоря 11.12.1962г.р. Курсант с 1-го по 3-й курсы в БВВАУЛ с 3 августа 1979г. по 1982г. Летал на самолётах Л-29 в 1 аэ 666 уап г.Ртищево на аэр.Турки.Налёт ок.50 часов.Списан по здоровью (краснуха).Отчислен.Окончил ММА им. Сеченова.Врач.Непрофессиональный актёр, 10 фильмов с 1983 по 1995 год.Проживает в г.Москва. 

   Перед полётами в Петровске потеряли к-та 92 к/о Зеленчука Александра Николаевича  06.10.1961г.р.Курсант с 1-го по 3-й курсы в БВВАУЛ с 3 августа 1979г. по 1982г. Летал на самолётах Л-29 в 666 уап г.Ртищево.Налёт ок.50 часов.Списан по зрению.Отчислен.Окончил РЭА им. Г.В. Плеханова.Предприниматель.Проживает в г.Химки МО.Приезжал в Балашов на встречи с выпускниками училища 83г.в. в 2013 и 2018г.г. 16.08.2019г. перенёс инсульт правосторонняя парализация тела. Находился на стац.лечении в больнице по месту жительства.Реабилитирован частично.04.01.2020 был на встрече в Москве.

   К сожалению, днём 12 мая 1982 г. в районе аэродрома Петровск в катастрофе самолёта Ан-24Т 2-ой эскадрильи петровского 478 уап в полете на ИОД после БПРМ погиб экипаж лётчика-инструктора Олега Журавлева с курсантом 3-го курса Михаилом Цыплаковым. Это была первая потеря в авиакатастрофе среди наших однокурсников, Журавлёв О. А. и Цыплаков М.В. похоронены рядом на городском кладбище в Балашове. 

Лётчик-инструктор

Опять на взлёт, опять посадка,
Давно им всем потерян счёт...
Короткий отдых, пересадка,
И вновь с другим курсантом взлёт.

И этот прежнего не чище,
Хоть от усердья градом пот,
Он так зажал штурвал в ручищах,
Что из металла сок течёт.

У нас не пыльная работа
Кругов по тридцать - тридцать два,
Но, правда, до седьмого пота,
К концу и кругом голова.

Так день за днём одно и то же,
Но с каждым взлётом ближе цель,
Тот не инструктор, кто не может
Увидеть лётчика в юнце.

Труды окупятся плодами,
И празднует тот день пилот,
Когда его курсанты сами
Свой первый выполнят полёт.

(стихи выпускника БВВАУЛ-67 полковника Владимира Михайловича Леонтьева, знавшего цену инструкторскому хлебу и дошедшего до командира авиаполка в Шперенберге ГСВГ и начальника академических курсов ВВА им. Ю.А. Гагарина пгт Монино Щелковского района Московской области)

   На 4-ом курсе изучали конструкцию и эксплуатацию авиатехники и аэродинамику, динамику полета и практическую аэродинамику самолётов Ан-12 и Ил-76 (только два учебных отделения "Боинги" из 12-ти) и двигатели АИ-20 и Д-30КП соответственно, тактику ВВС, научный коммунизм, по которым и сдавали госэкзамены, а также и другие дисциплины, занимались физической подготовкой и методикой проведения занятий. Курс переехал в построенную в 1981г. комфортабельную новую казарму-общежитие, где разместились по кубрикам по 8-10-12 чел. курсантов в каждом жилом помещении. ГК ВВС в то время был Кутахов П.С., министр обороны ВС СССР - Устинов Д.Ф. В ноябре 1982 г. скончался Генсек Брежнев Л.И., а уже весной 1983 г. - Черненко К.У, после которых руководил Андропов Ю.В. Курсанты во время учебы привлекались к различным похоронным и траурным событиям, отдавали дань памяти погибшим (умершим от ран) воинам ВОВ и Афганцам, перегружали цинки с грузом "200" с ж/д-ых поездов (самолетов), т.к. в конце 1979г. началась затяжная кампания - необъявленная война в Афганистане 1979-1989г.г., а в мае 1980г.  35-летие Победы в ВОВ 1941-1945г.г. 

   Весной 1983 г. потеряли курсанта 81 к/о 1 роты 4-го курса Дельфонцева Якова (проживает в Волгограде), у которого «мозговой центр» сработал в интересах семьи (молодой жены Валентины и сына Максима), совершившего ограбление малолетнего сына гражданки, за что был осужден судом военного трибунала и отбыл наказание 4 года - от звонка до звонка. Ранее на 1-ом или 2-ом курсе был отчислен курсант Шелухин Михаил и осужден к дисбату за драку. Но тюрьма это только физическое наказание, моральное и психологическое остается на всю оставшуюся жизнь. Боль за тех, на ком отразилось все это, родные, близкие, друзья, дети заставляет жить с большой осторожностью, чтобы никому больше из-за тебя не было плохо. Практика доказывает, что человека, имеющего семью, легче заставить совершить нечестный проступок. Эти бывшие наши курсанты и офицеры испытали все тяготы и лишения в той другой жизни, и к слову сказать, справились и нашли свой путь в жизни и работе. Как, и лейтенант Клюев Игорь, осужденный по навету и недоразумению. Как, и старший лейтенант Фролов Юрий не смог честно зарабатывать и скатился до кражи. Как, и капитан Андреев Сергей осужден за причинение вреда здоровью обидчику. Все они закалились в борьбе за выживание, и, прошли суровую школу ИТК. 

   На четвёртом курсе в восьмом семестре в мае 1983 г. основная масса курсантов убыли на войсковую стажировку в авиачастях, где в июне-августе летали на Ан-12 и Ил-76, а часть курсантов будущих лётчиков-инструкторов остались на стажировку в Балашове, летали на Ан-26. Получили допуски к полётам днём и ночью в ПМУ и СМУ в качестве помощника командира экипажа, а также на перевозку пассажиров на конкретном типе самолёта Ан-12 (Ил-76 или Ан-26) по минимуму командира экипажа. Выполнили экзаменационные полёты по окончании программы стажировки на проверку качества техники пилотирования в закрытой кабине (облаках) в зоне и по кругу с использованием посадочных систем.  

   Государственные экзамены сдавали Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) под председательством генерал-майора авиации Александра Александровича Петрова, тогда – начальника 610-го ЦБП и ПЛС (ВТА) г. Иваново.

   К сожалению, на нас неоднократно оказывалось и физическое воздействие из-за зависти и небольшого ума со стороны гражданской молодежи Балашова. Так, уже после сдачи госэкзаменов на танцплощадке в городе от местных хулиганов в драке пострадал курсант Иванов А.Б., но быстро восстановился, и, в дальнейшем, летал и стал боевым орденоносцем командиром эскадрильи, а двое курсантов Глезденев Андрей и Мальцев Николай не смогли по состоянию здоровья выпуститься с нами, а лишь через год в 1984 г. В дальнейшем, майор Мальцев Н.Н. восстановился на лётной работе и стал командиром отряда, а полковник Глезденев А.М. на штабной работе - стал кандидатом военных наук и и.о. начальника группы в управлении ГОУ ГШ по военному строительству ВС. На юбилейных встречах эти офицеры присутствовали регулярно и только с нашим выпуском 1983 г., как и курсант 2 курса Жарков Рафаэль из г.Шымкент Казахстан Южно-Казахстанская ассоциация лёгкой авиации, как и курсант 3 курса Зеленчук Александр предприниматель из г.Химки МО. 

   Решением ГЭК от 10 октября 1983 г. за время пребывания в БВВАУЛ имени главного маршала авиации А.А. Новикова выпускники получили дипломы по специальности командная тактическая военно-транспортной авиации с присвоением квалификации офицер с высшим военно-специальным образованием, летчик-инженер. Торжественный выпуск состоялся 15 октября 1983 г.  (в субботу) и после торжественного банкета на выпускном вечере, на котором присутствовал, в т.ч. и лётчик-космонавт СССР дважды герой Советского Союза Владимир Васильевич Ковалёнок после 3-х полётов в космос, а его шуточный тост перед нами незабываем: "Пейте больше, товарищи офицеры, а ешьте меньше!" и др. высокопоставленные должностные лица ВВУЗ ВВС, молодые лейтенанты разъехались в первые офицерские отпуска, а по их окончании - по в/частям назначения. Одна из улиц на КПТ города Балашова названа в честь 3-х выпускников-космонавтов проспектом Космонавтов, в начале которого в жилом доме тогда находился ресторан "Восток" (по одноименному названию космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли на борту Юрием Гагариным), в 2020 г. улица благоустроена, а в конце её построены новые современные дома с развитой инфраструктурой и храмом Воздвижения Животворящего Честного Креста Господня, и, воздух в этом районе КПТ особо чистый, красивая панорама с выходом к пойме р.Хопёр.

   Мастерами лётного обучения  и воспитания в учебных авиаполках ВВУЗ ВВС и ЦБП и ПЛС были опытные методисты, знавшие цену инструкторскому хлебу и подготовившие по несколько  десятков курсантов-лётчиков (штурманов) и резерва КК следующие лётчики-инструкторы: Абушинов В.И., Артамонов А.Е., Баутин П.В., Белько Ю.А., Вертель А.Н., Горный Ю.А., Дробышев В.В., Елисеев И.В., Еруков О.П., Журавлёв К.Г., Калиниченко С.А., Карпов А.В., Касатый В.В., Комаров А.В., Котляров К.В., Кривопустов С.П., Кузнецов М.В., Лесиков А.А.Лобачев Д.М., Лохонов Ю.В., Лукин А.И., Марухин П.Н., Мещанов К.Ф., Минаев В.К., Олешко А.И., Панёв А.В., Пермяков Г.Н., Плеханов А.К., Пухов О.А., Ручкин В.В., Слета И.А., Соловов О.Н., Сотников С.Н., Тюрин В.Ю., Шаповалов Ю.В., Яицкий А.Г. и др.

Наши лётчики-инструкторы.

Значительная часть наших однокурсников, всего 41 человек, была направлена ( некоторые переназначены после распада СССР ) на инструкторские должности в высшие военные авиационные училища, из них:

В Балашовское ВВАУЛ – 27 человек:

А) 666 уап (Ртищево) – лётчики-инструкторы на самолётах Л-29 и Л-410 (с 1987 г.).
1. Журавлёв Константин Григорьевич. Командир звена. Майор. 
2. Калиниченко Сергей А. Зам.командира эскадрильи. Майор.
3. Лобачёв Дмитрий Михайлович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Майор.
4. Минаев Виктор Константинович. Ст.лётчик инструктор. Командир корабля. За службу Родине. Майор.
5. Олешко Анатолий Иванович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Майор.
6. Пермяков Глеб Николаевич. Лётчик инструктор. Командир корабля. Майор.
7. Ручкин Вячислав Викторович. Командир звена в строевых частях. Лётчик инструктор. Командир корабля. РБЗ. Майор.

Б) 606 уап (Балашов) – лётчики-инструкторы на самолётах Ан-24 и Ан-26:
1. Баутин Петр Владимирович. Ст.лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Мадагаскар,Мозамбик). Нач.штаба эскадрильи и авиабазы. Подполковник.
2. Вертель Алексей Николаевич. Лётчик инструктор. Командир эскадрильи. За службу Родине. Подполковник.
3. Горный Юрий Александрович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Командир отряда в строевых частях. Работал в ФССП. Майор.
4. Еруков Олег Павлович. ЗВЛ РФ. Командир полка. Ветеран б/д (Чечня, Сирия). Полковник.
5. Комаров Александр Викторович. Зам.командира эскадрильи. Преподаватель. Подполковник.
6. Лесиков Алексей А. Лётчик инструктор. Командир отряда в строевых частях. Майор.
7. Мещанов Константин Фёдорович. Ст.лётчик инструктор. Командир корабля. Начальник ЦРП. Подполковник.
8. Панёв Александр Витальевич. ПКК и КК в строевых частях. Чернобылец. Лётчик инструктор. Командир корабля. Капитан.
9. Слета Игорь Александрович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Афган, Куба). ПКК в строевых частях. Капитан. 
10.Тюрин Валерий Юрьевич. Ст.лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Эфиопия, Сирия). Нач.кафедры тактики. Полковник.

В) 478 уап (Петровск) – лётчики-инструкторы на самолётах Ан-24, Ан-26, Л-410:
1. Абушинов Валерий Иванович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Работал в ФССП. Майор.
2. Артамонов Андрей Евгеньевич. Лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Афган). Майор. 
3. Дробышев Василий Владимирович.Лётчик инструктор. Командир звена. Командир эскадрильи Ту-95мс в строевых частях. РП. Подполковник.
4. Карпов Андрей Валентинович. Командир эскадрильи. Подполковник. 
5. Котляров Константин Викторович. Зам.командира эскадрильи. Начальник ЦРП. Подполковник.
6. Кузнецов Михаил Вячеславович. Лётчик инструктор. Командир корабля-инструктор. За БЗ. Капитан.
7. Марухин Пётр Николаевич. ПКК в строевых частях. Чернобылец. За БЗ. Лётчик инструктор. Командир корабля. Капитан.
8. Пухов Олег Александрович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Афган). Командир отряда в строевых частях. Подполковник. 
9. Соловов Олег Николаевич. Ст.лётчик инструктор. Командир корабля. Ветеран б/д (Афган).За службу Родине. Начальник ЦРП. Командир эскадрильи в строевых частях. Подполковник.  
10.Шаповалов Юрий Владимирович. Лётчик инструктор. Командир корабля. Капитан.

В Ворошиловградское ВВАУШ – на должность помощника командира корабля на самолётах Ан-12, всего 1 человек:
1. Амельчаков Юрий Сергеевич, попал в 130 уап г.Жданов. Лётчик инструктор. Командир отряда. Майор.

В Челябинское ВВАКУШ – на должность помощника командира корабля на самолётах Ту-134ш и Ил-14, Ан-26, Ан-72 всего 4 человека:
1. Яицкий Андрей Григорьевич, попал в 108 уап г.Шадринск. Лётчик инструктор. Командир корабля. Преподаватель. Подполковник.
2. Васягин Сергей Борисович, попал в итаэ,далее в итап г.Челябинск. Выполняли облеты РТС аэродромов всего СССР, давая им допуск к эксплуатации, в т.ч. облет космического корабля "Буран". ПКК. Капитан.
3. Сизый Роман Владимирович, попал в итаэ г.Челябинск. Выполняли облёты РТС аэродромов всего СССР, давая им допуск к эксплуатации, в т.ч. облёт космического корабля "Буран". ПКК. Убыл на Ту-22 в тбап ДА ВВС на Украину. Капитан.  
4. Михай Александр Леонидович, попал в авиачасть г.Челябинск.ПКК, резерв КК. Капитан.

В Оренбургское ВВАКУЛ – на должность помощника командира корабля, летчика инструктора на самолётах Ту-134уб-л и Л-29, всего 4 человека:
1. Елисеев Игорь Владимирович, попал в 750 уап г.Орск. Лётчик инструктор. Командир корабля. Капитан.
2. Кривопустов Сергей Петрович, попал в 750 уап г.Орск. Лётчик-инструктор. Командир отряда. Подполковник.
3. Сотников Сергей Николаевич, попал в 750 уап г.Орск. Лётчик инструктор. Командир корабля. Майор.
4. Плеханов Александр Константинович, попал в 814 уап г.Оренбург. Лётчик-инструктор Л-29. Командир отряда Ил-76 в строевой части. Подполковник.

В Ставропольское ВВАУЛШ – на должность помощника командира корабля на самолётах Ан-12 и Ан-26, всего 2 человека:
1. Дьяконов Василий Петрович, попал в 163 оуаэ г.Ставрополь. Лётчик инструктор. Командир отряда. Майор.
2. Еремеев Константин Борисович, попал в 163 оуаэ г.Ставрополь. ПКК, резерв КК. Капитан.

В Краснодарское ВВАУЛ – на должность помощника командира корабля на самолётах Ан-12, всего 1 человек:

1. Григорьев Михаил Алексеевич, попал в 802 уап г.Краснодар. ПКК. Далее в ОК училища. Майор.

В 22 ВАШ ВСР г. Канск СибВО – на должность помощника командира корабля на самолётах Ан-12 и Ан-24, всего 2 человека:

1. Белько Юрий Анатольевич, попал в 662 уап г.Канск. ПКК. Командир корабля-инструктор. Командир полка в строевой части. Полковник.
2. Лохонов Юрий Викторович, попал в 662 уап г.Канск. ПКК. Командир корабля-инструктор. Командир отряда в строевой части. Ветеран б/д (Сирия). Подполковник.

   Освоили тяжёлые и сверхтяжёлые военно-транспортные и боевые авиационные комплексы ДА следующие выпускники: Анисимов В.В., Вертель А.Н., Ганусевич С.Ф., Горский К.А., Дробышев В.В., Котов В.Ф., Сипко А.А., Тифанов В.П., Федотов С.В., Хлебников Е.Б. и др. Так, Алексей Вертель летает на Ан-124-100 "Руслан" и Ан-225 "Мрия", а Василий Дробышев летал на стратегическом ракетоносце Ту-95МС, остальные - на Ан-22А "Антей" и Ан-124 "Руслан".

   В последующем пять выпускников погибли в авиационных катастрофах в 1984 годуСергей Утин на Ан-12 под Читой, в 1985 годуСергей Глухов на Ан-12 в Афганистане (боевая потеря) и Андрей Губский на Ми-24 на Сахалине, в 1987 годуВладимир Блинов на Ан-26 под Винницей, в 1994 годуАлександр Сушков на Ан-12 в Баде, а с учётом катастрофы на курсантских полётах в 1982 году в Петровске – шесть человек погибших, включая курсанта 3-го курса Михаила Цыплакова на Ан-24.

Потери в личном составе с 1979 по 2021 г.г. составили более 80 человек, из них безвозвратные - 56 человек (более 20% от общей численности выпустившихся офицеров-авиаторов), т.е. каждый 5-ый ушел от нас: Аксёнов Аркадий, Алиев Рабшан, Андриенко Александр, Анохин Игорь, Аркуша Игорь, Беглов Вадим, Блинов Владимир, Борисов Александр, Борисов Андрей, Волобуев Сергей, Высочанский Валерий, Гаврилов Андрей, Глухов Сергей, Глядков Александр, Гришаев Евгений, Губский Андрей, Дударенко Леонид, Дудукин Владимир, Еремеев Константин, Зинин Вячеслав, Касатый Владимир, Кацавал Константин, Ковалёв Андрей, Ковалёнок Владимир, Кокорин Алексей, Колодезев Игорь, Коновалов Александр, Коновалов Лев, Лесиков Алексей, Лисин Игорь, Лобачёв Дмитрий, Лысенко Константин, Мальцев Николай, Маматов Абдумалик, Маренков Алексей, Маркин Валерий, Михай Александр, Нечаев Алексей, Парамонов Сергей, Поляков Андрей, Попов Игорь, Попов Михаил, Рачёв Сергей, Русаков Николай, Сапцов Алексей, Семененко Геннадий, Смоляк Сергей, Сотников Сергей, Спорышев Владимир, Сушков Александр, Утин Сергей, Фролов Юрий, Цыплаков Михаил, Чёрный Григорий, Шабанов Сергей, Якимчук Александр... Светлая память ушедшим в бессмертие. Помяни, Господи, вышеперечисленных воинов-авиаторов. Царствие им Небесное. Вечного полёта.

Лётчики не умирают! В небе звёздами сгорают 
В грозах молнией играют 
В тучах радугой сияют. Просто в небо улетают 
И в небесной дымке тают- лётчики не умирают! 

Александр Артыбаш.

   В современной истории сохранились воспоминания участников наших выпускников и упоминания в печати об участии в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г. Кировабадского, Криворожского, Кречевицкого, Джанкойского, Псковского, Ивановского, Сещинского полков ВТА, транспортных полков и эскадрилий ВВС, а также экипажей транспортной и специальной авиации других видов и родов войск ВС. Воздушная битва при Чернобыле.Список авиационных частей, личный состав которых привлекался к ЛПК на ЧАЭС 

   Так, активные ликвидаторы ЧАЭС майоры Матвеев В.В. и Суслов А.С. награждены орденами Мужества, капитан Марухин П.Н. - медалью "За боевые заслуги" (хотя был представлен к ордену Красной Звезды), полковник Гоголев И.В. - медалью "За спасение погибавших". Среди участников ЧАЭС - майоры Глядков  А.А., Зинин В.А., Мальцев Н.Н., Спорышев В.В., Сухоставский А.Б., Копыльцов В.Н., Николаев А.В., Саяхов Г.М., Тимченко К.В., Ульянов В.В., Фаткулин В.С., Федотов С.В., подполковники Маматов А.Ю., Маренков А.В., Попов И.В., Рачёв С.В., Ковалёнок В.Н., Гапоненко А.В., Меркулов А.А., Романченко А.М., Сабитов И.Р., Хлебников Е.Б., Шакиров Ш.А., полковник Кацавал К.В., капитаны Бойко А.Л., Коновалов Л.Г., Панёв А.В., Смоляк С.В., Тарасов А.В. и мн. др. офицеры-авиаторы нашего выпуска. 

   Ветеран Подразделений особого риска подполковник Тарханов С.А. участвовал в ядерных испытаниях на о. Новая Земля и в Семипалатинске, в мирное время стал кавалером ордена Мужества за успешную посадку на обесточенном Ан-72 на незнакомом аэродроме в СМУ.

   Начиная с 1984 г. и по 1989 г. в интересах ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана, а также и последующие годы после вывода войск до 1992 г., многие выпускники прошли через испытания этой необъявленной войной. Так, Сахалинец ПВ на Ми-24 КВ Владимир Стрельников в августе 1986г. был сбит противником с земли и подобран другим вертолетом,  как и Уч-Аралец ПВ на Ми-8 ЛШ Алексей Сапцов в 1987г. претерпел ЛП, а Ташкентцы на Ан-12 из 111 осап ВВС Сергей Полянкин (три боевых ордена) начиная с 1984г. выполнил около 1,5 тысяч боевых вылетов в ДРА и лейтенант ПКК Сергей Глухов погиб 11 июля 1985 г. при выполнении боевого задания, самолет Ан-12 был сбит противником близ Кандагара. В 1993 г. на территории Афганистана самолет АФС Ан-30Б КМС в Таджикистане,  командир экипажа Валерий Сафонов был обстрелян с земли и получил боевые повреждения, экипаж остался жив, а самолет получил несколько пробоин, благополучно вернулся с задания. У Ферганцев и Кировабадцев было обычной работой перевозки в интересах ОКСВ в ДРА (Ганин Е.А., Горский К.А., Греков С.В., Коновалов А.Н., Курочкин С.В., Минибаев А.С., Саврасов С.Г., Смигановский И.В., Спиридонов С.В., Тимченко К.В., Хромцов В.В., Эсауленко В.В. Петровчане КК Ан-26 Артамонов А.Е., Пухов О.А., Соловов О.Н. выполняли боевые задачи на территории Афганистана как в составе летного экипажа, так и в качестве руководителя полетов по несколько раз. Самолёт Ан-12 Завитинца КК Ганусевича С.Ф. 23.01.1989г. перед выводом войск получил значительное повреждение при посадке ночью в аэропорту Кандагара, тогда обошлось без потерь в личном составе экипажа и на земле. Успешно выполнил боевую работу по РР ТТХ ПЗРК "Стингер" на приграничной с Пакистаном территории Афганистана с июля 1985 г. по октябрь 1986 г. Смолянин КК Ан-26 с боевым разведывательным комплексом  радиоразведки на борту Шабанов Д.В. Завитинцы на Ан-12 Балыков В.А., Беглов В.М., Звягинцев О.А., Макухин А.А., Могильный С.В., Поляков А.В., Самохвалов В.Н., Тарлыков Н.А., Фрейдин А.Г., Хохлов М.Ю. активно участвовали во многих вооруженных конфликтах. В сложной обстановке афганской войны выпускники-участники боевых действий проявили мужество и героизм, высокое летное мастерство, готовность к самопожертвованию, и, многие из них награждены боевыми орденами и медалями за Афганистан и Чечню (Азаров Г.В., Алиев Р.К., Артамонов А.Е., Беглов В.М., Ванюхов А.Ф., Васильев А.А., Веселков В.В., Владимиров А.А., Волобуев С.М., Гаврилов А.А., Ганусевич С.Ф., Гапоненко А.В., Глазков В.В., Глухов С.А. (посмертно), Голубцов Ю.М., Демидов Ю.В., Денисов Д.Е., Запасников В.Ю., Звягинцев О.А., Иванов А.Б. (два боевых ордена), Истомин А.Н., Ковалёв А.В.Ковалёнок В.Н., Кокорин А.С., Конев С.В., Коновалихин А.В., Кузнецов В.В., Кузнецов Ю.Ф., Луговой Ю.А., Лысковец А.Н., Макеров К.И., Макухин А.А., Маматов А.Ю., Масюк С.Г., Меркулов А.А., Милонов А.В., Минибаев А.С., Могильный С.В., Никифоров Н.П., Никифорук В.В., Орлюк А.К., Пайвин А.В., Парамонов С.В., Полянкин С.Г., Попов В.П., Попов В.В., Попов М.Л., Пухов О.А., Рыбас А.Е., Русаков Н.В., Сабитов И.Р., Слета И.А., Соловов О.Н., Сапцов А.А., Сафонов А.Е., Сафонов В.Е., Сенчихин С.Г., Солошенко С.Н., Спорышев В.В., Стрельников В.В., Суливин В.Б., Суржанский М.А., Тарлыков Н.А., Тимченко К.В., Федотов С.В., Фрейдин А.Г., Хайруллин Г.Г., Хоренко С.Е., Шабанов Д.В., Шабанов С.В., Шакиров Ш.А., Шергин А.П. и др.) и принимали участие в боевых действиях на территории других государств Африки (Баутин П.В., Брижанкин А.В., Высочанский В.Б., Ганин Е.А., Георгиев Ю.Н., Елисеев И.В., Зеленухин А.В., Злобин В.В., Иванов А.Б., Копыльцов В.Н., Курочкин С.В., Лукин А.И., Могильный С.В., Сафонов А.Е., Сафонов В.Е., Сипко А.А., Тифанов В.П., Тюрин В.Ю., Ульянов В.В. и др.), Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии (Байраков А.П., Еруков О.П., Курочкин С.В., Лохонов Ю.В., Рыженко Н.В., Тюрин В.Ю. и др.) и РФ в Чеченской Республике (Аркуша И.В., Байраков А.П., Гончаров М.В., Давыдов С.Н., Даньшов Ю.А., Демидов Ю.В., Долганов А.В., Еремин В.М., Еруков О.П., Иванов А.Б., Ковалёв А.В., Лукин А.И., Моссур А.А., Нечаев А.А., Струговщиков Ю.А., Тарханов С.А., Черноморов Ю.Я. и др.). Укурейцем Алиевым Р.К. с 1991 г. не получен боевой орден "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст. в связи с убытием его в ВС Кыргызстана (Токмак), дальнейшей тяжелой болезнью и смертью (орден находился в ГУК МО РФ). ИМЯ ТВОЕ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН.

   Так, 3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов, а наш выпускник Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен к талибам. Спустя год, в августе 1996 года экипаж на самолёте Ил-76 смог совершить побег из плена. Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. «Кандагар» — российский кинофильм 2010 года режиссёра Андрея Кавуна, где в ролях снимались 5 чел. (реально в экипаже было 7 чел.): КВС - А.Балуев, 2-ой пилот - В.Машков, ШК - А.Панин, БИ - Б.Бенюк, ВР - А.Голубев.

  Офицеры-выпускники, получившие второе высшее военное образование в академии, в основном, ВВА им. Ю.А. Гагарина (Монино): п/п-к Аксенов А.М., п/п-к Анисимов В.В., п-к Байраков А.П. (РАНХиГС), п-к Белько Ю.А., п-к Ганин Е.А., п-к Глезденев А.М., п-к Гоголев И.В., п/п-к Ерёмин В.М., п-к Еруков О.П. (ВВА+ВАГШ), п-к Иващук К.Н., п-к Ключников Д.В., п/п-к Комаров А.В., м-р Котов В.Ф. (ВПА), п/п-к Кременчугский С.В., п/п-к Меркулов А.А., п/п-к Милонов А.В., п-к Могильный С.В., п-к Моссур А.А. (ВМА), п-к Орлюк А.К., п-к Струговщиков Ю.А., п-к Тюрин В.Ю., п-к Честнов С.Н.

  Достижения выпуска
Всего выпущено 253 лейтенанта,
из них двое без лётной практики – Андреев С.В. и Сутормин С.Б.
Училище закончили:
с дипломом с отличием и золотой медалью 2 лейтенанта Георгиев Ю.Н., Еруков О.П.,
с дипломом с отличием – 25 лейтенантов.

В последующем один выпускник стал героем России - Хайруллин Газинур Гарифзянович, 

8 - заслуженными военными лётчиками России Ганин Е.А., Демихов А.П., Долганов А.В., Еруков О.П., Загоруйко И.В., Моссур А.А., Орлюк А.К., Слесарев С.Т.,

1 - заслуженным пилотом России Милонов А.В.,

1 - заслуженным военным специалистом России Честнов С.Н.,

1 - почетным работником образования Тюрин В.Ю.,

1 - заместителем начальника ВУНЦ ВВС, заместителем начальника Главка МО по прорывным технологиям, начальником инспекции СБП авиации ВС, зам.начальника ГУ авиации Росгвардии Еруков О.П.,

1 - командующим авиацией пограничного округа, начальником кафедры авиации Пограничной академии Струговщиков Ю.А.,

4 - командирами авиационных полков Белько Ю.А., Еруков О.П., Иващук К.Н., Струговщиков Ю.А.,

25 - полковниками (каждый 10-й), 
в Главном оперативном управлении Генштаба России служили двое:
1 - старшим офицером-оператором 5 ГОУ ГШ по строительству ВС Глезденев А.М.,
1 - старшим офицером-оператором 4 ГОУ ГШ направленцем на Командование ВТА Гоголев И.В.,
в Главном командовании ВВС служили трое:
1 - старшим инспектором лётчиком упр. ДА и ВТА Управления начальника авиации ВВС Ключников Д.В.,
1 - старшим инспектором лётчиком упр. АА и ТрА ВВС/СВО РК Макеров К.И.,
1 - начальником группы численности Орг.моб.управления ГШ ВВС Рачёв С.В.,
в Командовании ВВС и ПВО ВМФ служил один:
1 - старшим инспектором лётчиком ОБП ВВС ВМФ Демихов А.П.
Более 20 выпускников служили в Центральных органах военного управления, Главках, Службах, окружных, армейских (флотских) оперативных авиаобъединениях, органах и пунктах управления родами авиации ВС, др. войск (воинских формирований), министерств и ведомств, в их числе: 
Агапов С.А., Азовцев В.Н., Байраков А.П., Гоголев И.В., Демихов А.П., Добровольский С.И., Долганов А.В., Дюбайлов Г.А., Еруков О.П., Ключников Д.В., Макеров К.И., Марьюшкин А.В., Меркулов А.А., Могильный С.В., Моссур А.А., Орлюк А.К., Русаков Н.В., Сапцов А.А., Струговщиков Ю.А., Честнов С.Н. и др.
"Военными лётчиками-снайпер" стали 18 человек, в их числе:
Агапов С.А., Байраков А.П., Ганин Е.А., Демихов А.П., Долганов А.В., Еруков О.П., Загоруйко И.В., Ключников Д.В., Кривопустов С.П., Лохонов Ю.В., Милонов А.В., Моссур А.А., Орлюк А.К., Русаков Н.В., Сенчихин С.Г., Слесарев С.Т., Соловов О.Н., Струговщиков Ю.А.,

"Военными лётчиками 1 класса" стали более 200 человек,

получили квалификацию лётчика-испытателя более 10 человек,

закончили ВВА им  Ю.А. Гагарина и др. ВВУЗ более 20 человек,

один выпускник стал доктором наук Еруков О.П.,

пять выпускников стали кандидатами наук Глезденев А.М., Еруков О.П., Комаров А.В., Тюрин В.Ю., Честнов С.Н.

Более 100 человек являются ветеранами боевых действий, ликвидаторами Чернобыльской катастрофы и ветеранами Подразделений особого риска.

Около 30 (тридцати) человек орденоносцы, из них 3 (трое) кавалеры ордена Мужества Матвеев В.В., Суслов А.С., Тарханов С.А., 3 (трое) кавалеры ордена За военные заслуги Долганов А.В., Моссур А.А., Полянкин С.Г., около 10 (десяти) кавалеры ордена Красной Звезды, около 15 (пятнадцати) кавалеры ордена За службу Родине в ВС СССР 3 степени.

По состоянию на 2021 год находятся на действительной военной службе более 40 лет следующие офицеры-однокурсники (6 чел.):

полковник Агапов Сергей (летает Ил-96, Ту-154 авиация ФСБ, г.Москва);

полковник Байраков Александр (летает Ан-12 ОБП 11 А ВКС, г.Хабаровск);

полковник Еруков Олег (ЗВЛ РФ, рук. летный состав авиации (самолеты) Росгвардии, г.Москва);

подполковник Лохонов Юрий (летает Ил-18 АБ ВВС Чкаловский);

полковник Тюрин Валерий (начальник кафедры тактики факультета ДА и ВТА Краснодарского ВВАУЛ, г.Балашов);

полковник Честнов Сергей (ЗВС РФ, НИЦ ВАГШ) г.Москва.

Многие из наших выпускников (более 50 чел.) после увольнения с военной службы - пилоты в ГА, частных АК, бизнес-авиации, государственной и экспериментальной авиации, ДОСААФ: Анисимов Вадим, Борисов Андрей, Вертель Алексей, Владимиров Александр, Ганин Евгений (Заслуженный военлёт России), Горский Константин, Греков Сергей, Даньшов Юрий, Демихов Аркадий (Заслуженный военлёт России), Денисов Дмитрий, Дударенко Леонид, Елисеев Игорь, Журавлев Константин, Загоруйко Игорь (Заслуженный военлёт России), Запасников Валерий, Зеленухин Алексей, Иващук Константин, Истомин Андрей, Кацавал Константин, Ковалёнок Владимир, Коновалихин Александр, Копыльцов Владимир, Котляров Константин, Кузнецов Валерий, Курочкин Сергей, Лисин Игорь, Луговой Юрий, Лысковец Александр, Милонов Алексей (Заслуженный пилот России), Никифорук Валерий, Николаев Александр, Петренко Андрей, Полянкин Сергей, Попов Вадим, Пухов Олег, Ручкин Вячислав, Сабитов Ильшат, Саврасов Сергей, Саяхов Гумер, Сенчихин Сергей, Слесарев Сергей (Заслуженный военлёт России), Смигановский Игорь, Солошенко Сергей, Стрельников Владимир (вертолеты), Суливин Вадим, Тарханов Сергей, Тифанов Валерий, Торжинский Андрей, Ульянов Владимир, Федотов Сергей, Хайруллин Газинур (Герой России), Хромцов Виктор, Царьков Вячеслав, Шабанов Дмитрий, Шергин Александр и др. В Росавиации продолжили гос.гражданскую службу Ключников Дмитрий, Орлюк Александр, в Ространснадзоре - Черноморов Юрий, Шабанов Дмитрий.

Не сдержать оваций
в праздник авиации,
в день отважных лётчиков -
штурманов высот.
Поздравляем, милые,
вы, сереброкрылые,
небо покорившие -
золотой народ.
Пусть вам ярко любится,
всё на свете сбудется,
и пути заветные
через жизнь пройдут.
Неба вам высокого,
дорогие соколы,
и спасибо доброе
за нелёгкий труд!

      Все наши успехи связаны с нашими боевыми подругами, которые прошли с нами многотрудными дорогами авиационных гарнизонов, разделяя горести и радости, находясь в постоянном ожидании нашего возвращения после выполнения полётных заданий, держа на себе все заботы по домашнему очагу, а, в большинстве случаев, и, работая, если была такая возможность в гарнизонах, неся на себе большую часть нагрузки по воспитанию детишек. Можно уверенно сказать, что все наши достижения во многом зависели от домашней обстановки, которую создавали наши любимые жены.

     ТОВАРИЩИ, военный мир тесен. В органах военного управления и войсках у Вас осталось много друзей, и Ваш переход в ЦОВУ, бизнес-структуры и пр. сферы никак на этом не скажется, ведь человеческие отношения на всю жизнь! Врагами Вы точно не будете. Бог шельму всегда метит…Не искать в подлости великой для себя прибыли, иначе, получишь её в полной мере. Скажут: «Вот и пусть пропадает…таких не жалко!» (Цитата из романа Валентина Пикуля «Честь имею. Исповедь офицера российского Генштаба»)

    Каждые 5 лет в первых числах августа, 5-6 августа 2023 года 40-летний юбилей выпуска, в 2028 г. - 45 лет выпуска, в 2033 г. - 50 лет выпуска, в 2038 г. - 55 лет выпуска, в 2043 г. - 60 лет выпуска, в эти знаменательные даты мы безоговорочно и без обиняков должны встречаться в Балашове-на-Хопре - столице мира, втором Париже, Лондоне и Нью-Васюках!!!

    Предлагаем Вам отметить юбилейные даты 12 августа 2022 года (110 лет ВВС), в июле 2024 года в Балашове (45 лет поступления в училище), 2029 года в Балашове (50 лет), 1 июня 2031 года в Москве (100 лет ВТА), 12 августа 2032 года (120 лет ВВС),2034 года в Балашове (55 лет), 2039 году в Балашове (60 лет), в 2044 году в Балашове (65 лет) и далее...

Однокурсники проводили встречи:

в октябре 1988 года в Балашове в честь 5-летия окончания училища (локальная);

в октябре 1993 года в Балашове в честь 10-летия окончания училища (локальная);

в октябре 1998 года в Балашове в честь 15-летия окончания училища (локальная);

в августе 2003 года в Балашове в честь 20-летия окончания училища (массовая);

в августе 2008 года в Балашове в честь 25-летия окончания училища (массовая);

в феврале 2011 года в  Санкт-Петербурге (локальная);

в апреле 2013 года в  Санкт-Петербурге (локальная);

в августе 2013 года в Балашове в честь 30-летия окончания училища (массовая);

в январе 2014 года в  Санкт-Петербурге (локальная);

в июле 2014 года в Балашове в честь 70-летия образования училища (массовая);

в январе и августе 2017 года в Москве (локальные);

в августе 2018 года в Балашове в честь 35-летия окончания училища (массовая);

в июле 2019 года в Балашове в честь 75-летия образования училища (локальная);

в январе 2020 года в Москве в честь 40-летия поступления в училище (массовая) + в формате видеоконференции;

в феврале 2021 года в формате видеоконференции (локальная);

в августе 2021 года в Монино в честь 40-летия первых самостоятельных вылетов (локальная).

Фотографии основных встреч находятся в Фотоальбоме выпуска + встречи спустя 15,20,25,30,35 лет и в 2018-2020г.г. на главной странице выпуска 1983 года этого сайта. 
 
Встреча однокашников!
 
 В кругу старых друзей мне хорошо.
Мы в мире старых чувств.
Мы были полны сил, желаний и стремлений,
Невидимая нить нас вновь соединяет,
И мы, как много лет назад, готовы строй держать
И с чувством локтя друг другу помогать
Без корысти, страха и сомнения.
 
Проснувшееся чувство единения увлекает
Старой и почти забытой мощной силой.
Мы за столом сидим и песню запеваем,
Вспомнив приключения
в нашей "легкокрылой".
  
Будем до рассвета слушать, говорить
Про то, как было хорошо и трудно.
Горе-менеджеров будем материть,
Развал системы осуждая дружно.
 
Закончится застолье, и мы вновь расстанемся до срока,
До встречи следующей, которую никто не будет ждать,
Но каждый будет знать, что есть друзья,
Есть чувство локтя, которое останется надолго.
Мы продолжаем строй держать,
Хоть братство наше уж не так огромно...
 
(стихи выпускника БВВАУЛ-83 подполковника Александра Александровича Меркулова, потомственного военлёта командира корабля Ил-76МД и начальника оперативного отделения ОО штаба ВТА, как и отца полковника Александра Константиновича Меркулова знавшего цену инструкторскому хлебу и дошедшего до командира эскадрильи в Борисоглебском учебном авиаполку (1960-1965 г.г.), зам.командира отдельного разведавиаполка и ст.преподавателя кафедры тактики разведывательной авиации в ВВА им. Ю.А. Гагарина пгт Монино Щёлковского района Московской области, а также и брата Владимира Александровича Меркулова выпускника БВВАУЛ-79 командира отряда в Укурее).
 
БВВАУЛ 83-21 в Монино.
Встреча однокашников, ну как же без неё, У нас одна родная альмаматр, В ней мы научились подставлять плечо, В ней мы поняли, что значит авиатор! Сегодня мы в столице ВВС. В Монино живали авиации умы, Имевшие в профессии не малый вес, Как и мы любящие синеву небес! Но мы обязательно свидимся и в Балашове, Там, где Хопёр делает крутой излом. С любопытством встретимся глазами И поймём, что старая семья кругом. Снова обнимемся по братски, Как бывало в те юные года. Вспомним, как жили по-солдатски, Пилотоми становились навсегда. Просто посидим посмотрим в лица, Поймём, как потрепала всех нас жизнь... Пойдём купаться, нас взбодрит водица, Мы опять духовно все слились. Мы однокашники, старые друзья, Давайте вспомним юности мгновенья, Как пиво пили, гуляли до утра, И прочие судьбы разносплетения. При прощании скажем - будем жить! И расставшись снова до поры до срока, Традиции лётные продолжим мы хранить, Те что привила нам в Балашове школа.
Александр Александрович Меркулов выпускник БВВАУЛ образца 1983 года после встречи в авиационной столице России - Монино от 21.08.2021
 
продолжение встреч следует !!!

  Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда! Пусть виски метелью заметают Пройденных дорог ветра. Сколько их легло в полях сражений, Кто ведёт тяжелым жертвам счёт? Только воевавший вместе с ними Всё это оценит и поймёт. Только эти люди знают цену Вовремя протянутой руке, Только эти люди не оставят Своего товарища в беде. В годы самых страшных испытаний, Когда враг к столице подступал, Воинов, не ведавших о страхе, Офицер в атаку поднимал! Сколько было их красивых, сильных, Тех, кто не вернутся никогда! Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда! Тот, кто нёс дежурство на подлодке, В море на военном корабле, Тот оценит, что такое суша, Снова оказавшись на земле. В шахте и в военном самолёте, На границе и на корабле, Только там всё это вы поймёте Только там оцените вполне. Кто, в Афгане и Чечне друзей спасая, На секунды жизни вёл отсчет, Офицеров бывших не бывает, Кто прошёл всё это, тот поймёт. Так в России исстари ведётся И сейчас, как в прежние года. Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда!

   Дорогие наши читатели, найдите немного времени и прочтите «Кодекс чести русского офицера 1804 года», следуя этим правилам,вы избежите многих жизненных ошибок. Мы сегодня находимся в другом времени, от 1804 года нас отделяют более 200 лет и целая советская эпоха, но слово честь, будет актуально всегда. Времена идут, а актуальность этого кодекса неизменна. В этих строчках заложена вся непобедимая сила русского офицерства, необъятного благородства, и, ни с чем не сравнимого мужества. Эта сила непостижима для чужеземцев, и, поэтому Россия непобедима, и за это нас так ненавидят. С нами Бог !!!

Анализирую прожитые годы и задаю себе вопрос: “Что бы я сделал по-другому?” Да повторил бы многое с самого начала: лётное училище, учебу в академии, женитьбу на девушке, ставшую верной, боевой подругой, военную службу! Изменил бы только отношение к некоторым вещам, которые, с высоты прожитых лет, видятся второстепенными, недостойными внимания. Лучше, чем сказал поэт-сибиряк Леонид Чашечников, не скажешь:

 “Печально, только истина простая

Приходит к нам, увы, на склоне лет.

Она гласит: теряя – обретаем,

Идя по жизни – оставляем след.

Потеря или видимость потери –

Попробуй-ка в горячке разберись!

Лишь сотни раз поверя, разуверясь,

Мы вдруг поймем значенье слова “жизнь”.

Мы вдруг поймем: утраты и награды,

Позор, забвенье, слава и почет

До самой смерти ходят где-то рядом

И по поступкам предъявляют счет.

 …Мы, обретая, вряд ли наверстаем

Все, что ушло за молодостью вслед.

И даже эта истина простая

Обретена, увы, не в двадцать лет!”

                                                           Дорогие однокурсники !

Кем бы вы и где бы ни трудились, даже через 50 и более лет вы всегда были, есть и будете “Спецами БАЛАШОВЦАМИ” с большой буквы.

Счастья, вам, здоровья, светлой памяти, долгих лет жизни и мира! Да хранит вас Бог!

 

                                                                       

 

 

Количество просмотров - 4481


Поздравляем с днем рождения




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее



Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика

Сайт разработан studio-it.ru