Логотип Вылашовского ВВАУЛ


Опасная предпосылка к лётному происшествию Ил-76, командир корабля Соболев

27.06.1978

Тип самолета Ил-76

Место происшествия Новгородская обл.

Командир экипажа Соболев Анатолий Константинович



27.06.1978 днем в СМУ экипаж самолета Ил-76 КК Соболев А.К. 110 втап (Кречевицы) при полете по маршруту на десантирование личного состава в боевом порядке эскадрильи "поток пар", следуя ведущим третьей пары, на борту произошло отключение всех электроприборов из-за невключенных ВУ (выпрямительные устройства). За включение «ву-шек» несет ответственность радист...

Через 11 минут после взлета уже на высоте 4500 м самолет оказался обесточен, отказало все бортовое электрооборудование, работали только двигательные группы, магнитный компас, а также механические указатели высоты и скорости. Управлять машиной пришлось вручную. – Страха и паники у экипажа не было. Самолет летит, надо выполнять свои профессиональные обязанности, пусть и в непростой ситуации. Нас этому учили, и учителя были хорошие, – без волнения в голосе вспоминает ПКК Александр Кочетов. Покидать самолет в таких условиях невозможно, аварийный люк не открыть. Сообщить о нештатной ситуации тоже нельзя – связь отсутствует. Летчики приняли единственно возможное решение: разворачиваться и, начав снижение, искать способ приземлиться. Самолет снизился до высоты верхней границы облачности ок.2000 м. Преодолевать облачность с неработающим авиагоризонтом рискованно, ведь можно не заметить опасного крена машины и «свалиться» в штопор. И здесь не обошлось без толики везения: экипаж увидел узкий просвет в облаках и черный блеск реки Волхов, куда и направил машину. – Когда заметили просвет, вообще успокоились. Проанализировали ситуацию и обговорили все действия при заходе и посадке: предстояло посадить самолет, вес которого около 180 т (превышал все допустимые нормы) и с «голым» крылом (закрылки и предкрылки не выпущены, посему скорость планирования и посадки во избежание проваливания самолета составляла 360-370 км/ч вместо нормы 230-250 км/ч). Аварийно выпустили шасси, планирование, выравнивание и приземление строго по центру взлетно-посадочной полосы. Реверс внутренними двигателями, жмем на тормоза (а их нет!), включаем реверс внешними двигателями и с надеждой ждем окончания пробега. Метров 150 выкатились за полосу, выключили реверс и силовые установки, после чего разрядили пожарные баллоны внутрь двигателей, чтобы не было пожара, – вспоминает подробности ПКК Александр Кочетов. Весь полет длился не более 25 минут. «Вообще-то в инструкции Ил-76 четко написано, что обесточенный самолет посадить невозможно. Дело даже не в отсутствии приборов, а в том, что без электроснабжения отключаются бустеры АРМ. Чтобы читателю было понятно, можно провести аналогию с гидроусилителем на рулевом управлении автомобиля. В последнее время их ставят практически на все новые машины, чтобы облегчить работу рукам. Так вот, к рулю автомобиля усилие прикладывается в десятки раз более слабое, чем к штурвалу самолета. Управляя элеронами на крыле, рулями поворота и высоты, приходится бороться с сумасшедшим сопротивлением воздуха. Авиационные бустеры дают усилие в 1200 килограммов! Как двум пилотам, Анатолию Соболеву и Александру Кочетову, удалось манипулировать штурвалами – одному Богу известно... Как признавались позже те, кто был на аэродроме в тот день, наблюдать за посадкой самолета было страшно. Машину водило из стороны в сторону, как сухой лист, пилоты рисковали промахнуться мимо полосы. Но они справились», – вспоминает Олег Большев инженер дивизии по авиаоборудованию. В результате действий экипажа не пострадали ни десантники, ни техника. Единственное, что пришлось заменить, – это слегка поврежденные створки шасси. После этого самолет снова встал в строй. Зато командира сняли с должности, «черные метки» появились в личных делах всех членов экипажа. Тогда решение командующего ВТА генерала Пакилева о наказании экипажа никто не посмел оспорить. Между тем, конструкторское бюро Ильюшина и лично главный конструктор Генрих Новожилов выражали Анатолию Соболеву и его подчиненным большую благодарность. Вот так оказался прерван полет, но не прервалась жизнь – они боролись и победили…


Эдуард Зайцев "ЧП в авиационном полку или прерванный полёт"

Подвиг экипажа Соболева, о котором до сих пор не знает Россия

Количество просмотров - 3674




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Редактированные страницы страницы

Редактированные страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика

Сайт разработан studio-it.ru