Опасная предпосылка к лётному происшествию Ил-76, командир корабля Соболев
27.06.1978
Тип самолета Ил-76
Место происшествия Новгородская обл.
Командир экипажа Соболев Анатолий Константинович
27.06.1978 днем в СМУ экипаж самолета Ил-76 КК Соболев А.К. 110 втап (Кречевицы) при полете по маршруту на десантирование личного состава в боевом порядке эскадрильи "поток пар", следуя ведущим третьей пары, на борту произошло отключение всех электроприборов из-за невключенных ВУ (выпрямительные устройства). За включение «ву-шек» несет ответственность радист...
Через 11 минут после взлета уже на высоте 4500 м самолет оказался обесточен, отказало все бортовое электрооборудование, работали только двигательные группы, магнитный компас, а также механические указатели высоты и скорости. Управлять машиной пришлось вручную. – Страха и паники у экипажа не было. Самолет летит, надо выполнять свои профессиональные обязанности, пусть и в непростой ситуации. Нас этому учили, и учителя были хорошие, – без волнения в голосе вспоминает ПКК Александр Кочетов. Покидать самолет в таких условиях невозможно, аварийный люк не открыть. Сообщить о нештатной ситуации тоже нельзя – связь отсутствует. Летчики приняли единственно возможное решение: разворачиваться и, начав снижение, искать способ приземлиться. Самолет снизился до высоты верхней границы облачности ок.2000 м. Преодолевать облачность с неработающим авиагоризонтом рискованно, ведь можно не заметить опасного крена машины и «свалиться» в штопор. И здесь не обошлось без толики везения: экипаж увидел узкий просвет в облаках и черный блеск реки Волхов, куда и направил машину. – Когда заметили просвет, вообще успокоились. Проанализировали ситуацию и обговорили все действия при заходе и посадке: предстояло посадить самолет, вес которого около 180 т (превышал все допустимые нормы) и с «голым» крылом (закрылки и предкрылки не выпущены, посему скорость планирования и посадки во избежание проваливания самолета составляла 360-370 км/ч вместо нормы 230-250 км/ч). Аварийно выпустили шасси, планирование, выравнивание и приземление строго по центру взлетно-посадочной полосы. Реверс внутренними двигателями, жмем на тормоза (а их нет!), включаем реверс внешними двигателями и с надеждой ждем окончания пробега. Метров 150 выкатились за полосу, выключили реверс и силовые установки, после чего разрядили пожарные баллоны внутрь двигателей, чтобы не было пожара, – вспоминает подробности ПКК Александр Кочетов. Весь полет длился не более 25 минут. «Вообще-то в инструкции Ил-76 четко написано, что обесточенный самолет посадить невозможно. Дело даже не в отсутствии приборов, а в том, что без электроснабжения отключаются бустеры АРМ. Чтобы читателю было понятно, можно провести аналогию с гидроусилителем на рулевом управлении автомобиля. В последнее время их ставят практически на все новые машины, чтобы облегчить работу рукам. Так вот, к рулю автомобиля усилие прикладывается в десятки раз более слабое, чем к штурвалу самолета. Управляя элеронами на крыле, рулями поворота и высоты, приходится бороться с сумасшедшим сопротивлением воздуха. Авиационные бустеры дают усилие в 1200 килограммов! Как двум пилотам, Анатолию Соболеву и Александру Кочетову, удалось манипулировать штурвалами – одному Богу известно... Как признавались позже те, кто был на аэродроме в тот день, наблюдать за посадкой самолета было страшно. Машину водило из стороны в сторону, как сухой лист, пилоты рисковали промахнуться мимо полосы. Но они справились», – вспоминает Олег Большев инженер дивизии по авиаоборудованию. В результате действий экипажа не пострадали ни десантники, ни техника. Единственное, что пришлось заменить, – это слегка поврежденные створки шасси. После этого самолет снова встал в строй. Зато командира сняли с должности, «черные метки» появились в личных делах всех членов экипажа. Тогда решение командующего ВТА генерала Пакилева о наказании экипажа никто не посмел оспорить. Между тем, конструкторское бюро Ильюшина и лично главный конструктор Генрих Новожилов выражали Анатолию Соболеву и его подчиненным большую благодарность. Вот так оказался прерван полет, но не прервалась жизнь – они боролись и победили…
Эдуард Зайцев "ЧП в авиационном полку или прерванный полёт"
Подвиг экипажа Соболева, о котором до сих пор не знает Россия
Количество просмотров - 3674
Объявления
Помощь семьям погибшего экипажа
Встреча героических выпускников Балашовского ВВАУЛ 1983 года
Раздел сайта "Наставники" находится в процессе заполнения инфомацией
50 лет начала учебы в БВВАУЛ выпуск 1973 13.08.2019г.
Объявления подробнее
Новые страницы
Свиридов Алексей Максимович
Савинов Борис Александрович
Саблин Федор Ефимович
Радуда Федор Трофимович
Новые страницы подробнее
Редактированные страницы страницы
Чеханков Владимир Георгиевич
Придан Андрей Тимофеевич
Радуда Федор Трофимович
Степанов Николай Георгиевич
Редактированные страницы подробнее
Новости
Очередная находка Александра Голубева
Добавлено 27 анкет выпускников
Добавлено 15 анкет выпускников
Размещен фотоальбом из личного архива генерала армии Дейнекина П.С.
Новости подробнее
Популярные страницы
Популярные страницы подробнее