Катастрофа Ан-26, командир корабля Шишковский
03.05.1985
Тип самолета Ан-26
Место происшествия 6 км северо-западнее г.Золочев (Львовская область УССР)
Командир экипажа подполковник Шишковский Ю.П.
Фаза полета и условия.
набор эшелона на маршруте полета по ВТ СССР, день, сложные метеорологические условия, облачность 10 баллов с верхней границей 5-6 км.
Обстоятельства.
В 12:05:45 с Львовским РЦ УВД вышел на связь экипаж рейса 8381 (Ту-134) и доложил о входе в зону на эшелоне 7800 м. На восточном секторе в тот день диспетчером был Шевченко В.В. Он передал экипажу удаление от Львовского аэропорта 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до эшелона 4200 м на ОПРС Золочев.
Однако через несколько минут в 12:08:32 Шевченко связался с Ту-134 и отменил разрешение снижаться на эшелон 4200 м, разрешив занять 4800 м, так как на высоте 4500 м в это время следовал Ан-24 встречным курсом на ОПРС Дедеркалы. После того как Ту-134 занял эшелон 4800 м и доложил об этом диспетчеру, тот разрешил лайнеру дальнейшее снижение до эшелона 4200 м, так как встречный борт к тому моменту уже пересёк курс. При этом Шевченко также предупредил экипаж Ту-134 о летящем на эшелоне 3900 м встречном самолёте.
Этим встречным самолётом был военно-транспортный Ан-26. В 12:05:22 его экипаж вышел на связь с ДПП Львовского аэропорта и доложил о занятии эшелона 1800 м. Диспетчер подхода Савчук П.А. разрешил военному самолёту набирать эшелон 4500 м,
но в 12:06:13 дал указание Ан-26 набирать 3900 м из-за встречного самолёта.
В 12:11:58 экипаж военного самолёта вышел на связь с ДПП и доложил о занятии эшелона 3900 м. И тут Савчук, ориентируясь по обзорному радиолокатору, перепутал отметку Ан-26 с отметкой впереди идущего Ан-24 (с ним и разминулся Ту-134), поэтому доложил экипажу об удалении от аэропорта 65 километров (на самом деле оно было 56 километров) и передал его диспетчеру восточного сектора.
В 12:12:18 Ту-134А вышел на связь с диспетчером Шевченко и доложил о занятии высоты 4200 м. Шевченко велел пассажирскому борту переходить на связь с подходом (Савчук).
В 12:12:28 с данным диспетчером вышел уже переданный ему Ан-26, который доложил о прохождении Золочева и запросил подъём до высоты 5700. Шевченко передал военному самолёту, что тот летит по азимуту 86° и на удалении 60 километров от аэропорта, а также что на 4200 летит Ту-134А, до которого 10 километров, поэтому запрос на подъём пока отклонён. Экипаж Ан-26 подтвердил полученную информацию, при этом не придав значения тому, что всего полминуты назад диспетчер подхода называл им удаление 65 километров.
Почти одновременно, в 12:12:30 экипаж Ту-134 вышел на связь с диспетчером подхода Савчуком, который передал ему, что тот летит по азимуту 85° и на удалении 65 километров, после чего дал указание снижаться до 3600 м к четвёртому развороту с МКпос=312° для захода на посадку. Экипаж подтвердил полученную информацию и приступил к снижению. Слышавший их переговоры Шевченко попытался предупредить Савчука о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного Ан-26, но ни Савчук, ни руководитель полётов Александр Квашнин своевременных мер не приняли.
В 12:13 экипажи Ту-134 и Ан-26 через разрывы в облаках увидели друг друга и резко отвернули вправо.
Но из-за малого расстояния в 12:13:26 самолёты столкнулись левыми плоскостями (Ту-134 — правый крен 45°, Ан-26 — правый крен 14°). Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Все летевшие в них 94 человека (79 в Ту-134 и 15 в Ан-26) погибли.
В 10:38 из Таллинского аэропорта вылетел Ту-134А с бортовым номером СССР-65856 (заводской — 23253) авиакомпании Аэрофлот (Эстонское УГА). Самолёт выполнял внутренний рейс № 8381 Таллин—Кишинёв с промежуточной посадкой во Львове.
Экипаж состоял из 9 человек:
КВС-инструктор Дмитриев Н. И. — Герой Социалистического Труда, лётчик 1-го класса
КВС-стажер Дякин В.Н.
штурман Дыкуха О.Б.
бортмеханик Потапов В.А.
бортпроводники Сергеева С.В. и Кучинская Ю.С.
В салоне находились 73 пассажира: 65 взрослых и 8 детей. Среди известных пассажиров на нём летели художник-график, «львовский Дюрер» Александр Аксинин и перспективный молодой эстонский спортсмен (настольный теннис) Алари Линдмяэ (эст: Alari Lindm?e).
К 12 часам дня Ту-134А был на подлёте к Львову, когда в 12:02 из Львовского аэропорта вылетел военно-транспортный Ан-26, который принадлежал 243-му ОСАП ВВС и направлялся в Москву.
Его экипаж состоял из 6 человек:
КК подполковник Шишковский Ю.П. (выпускник БВВАУЛ-66г.) - командир эскадрильи 243 осап
ПКК лейтенант Быковский В.В. (выпускник БВВАУЛ-84г.) — сын космонавта Валерия Быковского
штурман Коломиец В.В.
борттехники Шаповалов В.И. и Корейба Р.С.
бортрадист Бубанов Л.В.
В салоне Ан-26 летело высшее руководство Военно-Воздушных Сил Прикарпатского военного округа, включая командующего генерал-майора авиации Е.И.Крапивина, члена военного совета округа генерал-майора В.М.Доценко, начальника штаба ВВС ПрикВО С.А.Волкова и других военачальников. Также на самолёте летели оба сына Крапивина — Александр и Андрей, а также Наталья Громова — жена будущего командующего 40-й армией Бориса Громова. Всего на борту Ан-26, включая 6 членов экипажа, находились 15 человек.
Выводы.
Комиссией было установлено, что экипажи обоих самолётов имели достаточно высокий уровень подготовки, обеспечивающий им выполнение заданий на полеты в данных условиях, а потому уровень подготовки пилотов не являлся причиной авиационного происшествия. Радиотехнические средства обеспечения полетов Львовского РЦ УВД (трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС» и обзорный аэродромный локатор ДРЛ-7СМ были работоспособны. Поэтому обвиняемыми стали рассматриваться диспетчеры.
В результате расследования комиссии было установлено, что руководитель полётов Александр Квашнин допустил следующие нарушения:
отпустил с рабочего места диспетчера радиолокационного контроля ДПП и, не обеспечив нахождение на этом рабочем месте старшего диспетчера, разрешил диспетчеру ДПП занять это рабочее место;
при личном присутствии на ДПП и при наличии грубых ошибок в работе подчиненного диспетчера ДПП не принял мер к обеспечению безопасности полетов.
При этом диспетчер ДПП Савчук допустил следующие нарушения:
при занятии самолетом Ан-26 высоты 3 900 м и подходе к рубежу передачи восточному сектору РЦ, используя средства радиолокационного контроля, неправильно определил фактическое удаление самолёта и передал управление им смежному диспетчеру;
при приеме УВД самолетом Ту-134, несмотря на наличие встречного самолёта, находившегося в 10 км по курсу следования, не информировал экипаж Ту-134 о сложившейся воздушной обстановке;
при выдаче разрешения на снижение экипажу Ту-134 не уточнил воздушную обстановку и взаимное положение Ту-134 и Ан-26, не вел постоянного радиолокационного контроля за воздушным движением и не обеспечил установленных интервалов эшелонирования при расхождении ВС.
Сам Савчук ранее работал пилотом, но был списан на пенсию по достижении 48 лет и в связи с этим поступил в Ульяновский учебный центр, где переучился на диспетчера, а после двухмесячных курсов в сентябре 1984 года был допущен к самостоятельной работе. По итогам расследования его квалификация и опыт практической работы были признаны неудовлетворительными.
Источник: Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России
Количество просмотров - 3225
Объявления
Помощь семьям погибшего экипажа
Встреча героических выпускников Балашовского ВВАУЛ 1983 года
Раздел сайта "Наставники" находится в процессе заполнения инфомацией
50 лет начала учебы в БВВАУЛ выпуск 1973 13.08.2019г.
Объявления подробнее
Новые страницы
Нестеренко Алексей Евдокимович
Ищук Порфирий Тихонович
Захаров Константин Михайлович
Брыксин Ефим Никифорович
Новые страницы подробнее
Редактированные страницы страницы
Редактированные страницы подробнее
Новости
Очередная находка Александра Голубева
Добавлено 27 анкет выпускников
Добавлено 15 анкет выпускников
Размещен фотоальбом из личного архива генерала армии Дейнекина П.С.
Новости подробнее
Популярные страницы
Популярные страницы подробнее