Логотип Вылашовского ВВАУЛ


Катастрофа Ан-26, командир корабля Шишковский

03.05.1985

Тип самолета Ан-26

Место происшествия 6 км северо-западнее г.Золочев (Львовская область УССР)

Командир экипажа подполковник Шишковский Ю.П.



Фаза полета и условия.

набор эшелона на маршруте полета по ВТ СССР, день, сложные метеорологические условия, облачность 10 баллов с верхней границей 5-6 км.


Обстоятельства.

В 12:05:45 с Львовским РЦ УВД вышел на связь экипаж рейса 8381 (Ту-134) и доложил о входе в зону на эшелоне 7800 м. На восточном секторе в тот день диспетчером был Шевченко В.В. Он передал экипажу удаление от Львовского аэропорта 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до эшелона 4200 м на ОПРС Золочев.
Однако через несколько минут в 12:08:32 Шевченко связался с Ту-134 и отменил разрешение снижаться на эшелон 4200 м, разрешив занять 4800 м, так как на высоте 4500 м в это время следовал Ан-24 встречным курсом на ОПРС Дедеркалы. После того как Ту-134 занял эшелон 4800 м и доложил об этом диспетчеру, тот разрешил лайнеру дальнейшее снижение до эшелона 4200 м, так как встречный борт к тому моменту уже пересёк курс. При этом Шевченко также предупредил экипаж Ту-134 о летящем на эшелоне 3900 м встречном самолёте.
Этим встречным самолётом был военно-транспортный Ан-26. В 12:05:22 его экипаж вышел на связь с ДПП Львовского аэропорта и доложил о занятии эшелона 1800 м. Диспетчер подхода Савчук П.А. разрешил военному самолёту набирать эшелон 4500 м,
но в 12:06:13 дал указание Ан-26 набирать 3900 м из-за встречного самолёта.
В 12:11:58 экипаж военного самолёта вышел на связь с ДПП и доложил о занятии эшелона 3900 м. И тут Савчук, ориентируясь по обзорному радиолокатору, перепутал отметку Ан-26 с отметкой впереди идущего Ан-24 (с ним и разминулся Ту-134), поэтому доложил экипажу об удалении от аэропорта 65 километров (на самом деле оно было 56 километров) и передал его диспетчеру восточного сектора.
В 12:12:18 Ту-134А вышел на связь с диспетчером Шевченко и доложил о занятии высоты 4200 м. Шевченко велел пассажирскому борту переходить на связь с подходом (Савчук).
В 12:12:28 с данным диспетчером вышел уже переданный ему Ан-26, который доложил о прохождении Золочева и запросил подъём до высоты 5700. Шевченко передал военному самолёту, что тот летит по азимуту 86° и на удалении 60 километров от аэропорта, а также что на 4200 летит Ту-134А, до которого 10 километров, поэтому запрос на подъём пока отклонён. Экипаж Ан-26 подтвердил полученную информацию, при этом не придав значения тому, что всего полминуты назад диспетчер подхода называл им удаление 65 километров.
Почти одновременно, в 12:12:30 экипаж Ту-134 вышел на связь с диспетчером подхода Савчуком, который передал ему, что тот летит по азимуту 85° и на удалении 65 километров, после чего дал указание снижаться до 3600 м к четвёртому развороту с МКпос=312° для захода на посадку. Экипаж подтвердил полученную информацию и приступил к снижению. Слышавший их переговоры Шевченко попытался предупредить Савчука о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного Ан-26, но ни Савчук, ни руководитель полётов Александр Квашнин своевременных мер не приняли.
В 12:13 экипажи Ту-134 и Ан-26 через разрывы в облаках увидели друг друга и резко отвернули вправо.
Но из-за малого расстояния в 12:13:26 самолёты столкнулись левыми плоскостями (Ту-134 — правый крен 45°, Ан-26 — правый крен 14°). Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Все летевшие в них 94 человека (79 в Ту-134 и 15 в Ан-26) погибли.

В 10:38 из Таллинского аэропорта вылетел Ту-134А с бортовым номером СССР-65856 (заводской — 23253) авиакомпании Аэрофлот (Эстонское УГА). Самолёт выполнял внутренний рейс № 8381 Таллин—Кишинёв с промежуточной посадкой во Львове.
Экипаж состоял из 9 человек:

КВС-инструктор Дмитриев Н. И. — Герой Социалистического Труда, лётчик 1-го класса
КВС-стажер Дякин В.Н.
штурман Дыкуха О.Б.
бортмеханик Потапов В.А.
бортпроводники Сергеева С.В. и Кучинская Ю.С.
В салоне находились 73 пассажира: 65 взрослых и 8 детей. Среди известных пассажиров на нём летели художник-график, «львовский Дюрер» Александр Аксинин и перспективный молодой эстонский спортсмен (настольный теннис) Алари Линдмяэ (эст: Alari Lindm?e).

К 12 часам дня Ту-134А был на подлёте к Львову, когда в 12:02 из Львовского аэропорта вылетел военно-транспортный Ан-26, который принадлежал 243-му ОСАП ВВС и направлялся в Москву.
Его экипаж состоял из 6 человек:

КК подполковник Шишковский Ю.П. (выпускник БВВАУЛ-66г.) - командир эскадрильи 243 осап
ПКК лейтенант Быковский В.В. (выпускник БВВАУЛ-84г.) — сын космонавта Валерия Быковского
штурман Коломиец В.В.
борттехники Шаповалов В.И. и Корейба Р.С.
бортрадист Бубанов Л.В.

В салоне Ан-26 летело высшее руководство Военно-Воздушных Сил Прикарпатского военного округа, включая командующего генерал-майора авиации Е.И.Крапивина, члена военного совета округа генерал-майора В.М.Доценко, начальника штаба ВВС ПрикВО С.А.Волкова и других военачальников. Также на самолёте летели оба сына Крапивина — Александр и Андрей, а также Наталья Громова — жена будущего командующего 40-й армией Бориса Громова. Всего на борту Ан-26, включая 6 членов экипажа, находились 15 человек.


Выводы.

Комиссией было установлено, что экипажи обоих самолётов имели достаточно высокий уровень подготовки, обеспечивающий им выполнение заданий на полеты в данных условиях, а потому уровень подготовки пилотов не являлся причиной авиационного происшествия. Радиотехнические средства обеспечения полетов Львовского РЦ УВД (трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС» и обзорный аэродромный локатор ДРЛ-7СМ были работоспособны. Поэтому обвиняемыми стали рассматриваться диспетчеры.

В результате расследования комиссии было установлено, что руководитель полётов Александр Квашнин допустил следующие нарушения:

отпустил с рабочего места диспетчера радиолокационного контроля ДПП и, не обеспечив нахождение на этом рабочем месте старшего диспетчера, разрешил диспетчеру ДПП занять это рабочее место;
при личном присутствии на ДПП и при наличии грубых ошибок в работе подчиненного диспетчера ДПП не принял мер к обеспечению безопасности полетов.

При этом диспетчер ДПП Савчук допустил следующие нарушения:

при занятии самолетом Ан-26 высоты 3 900 м и подходе к рубежу передачи восточному сектору РЦ, используя средства радиолокационного контроля, неправильно определил фактическое удаление самолёта и передал управление им смежному диспетчеру;
при приеме УВД самолетом Ту-134, несмотря на наличие встречного самолёта, находившегося в 10 км по курсу следования, не информировал экипаж Ту-134 о сложившейся воздушной обстановке;
при выдаче разрешения на снижение экипажу Ту-134 не уточнил воздушную обстановку и взаимное положение Ту-134 и Ан-26, не вел постоянного радиолокационного контроля за воздушным движением и не обеспечил установленных интервалов эшелонирования при расхождении ВС.

Сам Савчук ранее работал пилотом, но был списан на пенсию по достижении 48 лет и в связи с этим поступил в Ульяновский учебный центр, где переучился на диспетчера, а после двухмесячных курсов в сентябре 1984 года был допущен к самостоятельной работе. По итогам расследования его квалификация и опыт практической работы были признаны неудовлетворительными.



Источник: Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России

Количество просмотров - 3225




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Редактированные страницы страницы

Редактированные страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика

Сайт разработан studio-it.ru