--->


 

21-ый выпуск Балашовского высшего военного авиационного училища 1983 год.

 

    В июне-июле 1979 года желающих поступить в Балашовское ВВАУЛ было около 1 500 человек. Первыми в приёмник прибыли солдаты и сержанты, поступавшие в училище из армии. Несмотря на лояльное отношение на экзаменах и даже персональные разрешения некоторым пересдать экзамены, чаще всего – русский язык (сочинение), поступили из них человек 30 для укомплектования сержантских должностей: командиров отделений, заместителей командиров взводов и старшин двух рот на курсе. В последующем некоторые командиры были заменены на отличников из гражданской молодёжи. Председателем нештатной приемной комиссии в училище был назначен полковник-инженер Иван Иванович Федосов старший преподаватель кафедры АРЭОС, а секретарем комиссии - служащая СА Агнесса Владимировна Акимова ИАС училища. Ей помогал прапорщик Фатин В.С. с кафедры КЭАТ. Приёмник работал на потоке, приезжали абитуриенты, размещались в казарме на двухярусных кроватях и после неудачи на медкомиссии или двойки на экзамене отправлялись домой, а на их место приезжали следующие. Медицинская комиссия и профессиональный психологический отбор (далее – ППО) для многих, стали первым непреодолимым барьером, из-за которых отсеялось более половины абитуриентов. В основном, отбирались абитуриенты по 1-ой группе, но несколько абитуриентов сдавали испытания ППО и по 0-ой (высшей) группе ППО, допускались также к сдаче экзаменов абитуриенты со 2-ой группой результатов ППО. По мере прохождения, а точнее – непрохождения медкомиссии и ППО, а также после каждого экзамена, а их было пять: русский язык письменно (сочинение), математика письменно и устно, физика устно, физическая подготовка, росло количество молодых людей, уезжавших домой. Проходной балл с учетом среднего балла по школьному аттестату получился относительно невысоким – 18. Добавлялся 1 балл абитуриентам после службы в СА, воспитанникам СВУ, успешно окончивших ВУЗ и ССУЗ, а также аэроклубы (АСК ДОСААФ) и школы первоначальной летной и специальной подготовки. Приоритетом пользовались поколение военных авиаторов и дети военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга и из неполных семей. Абитуриенты - военнослужащие СА были из разных видов ВС и родов войск, соответственно и погоны у них были разные - голубого, черного, красного и зеленого цветов. Конкурс при поступлении в 1979 году получился 5 человек на 1  место.Приёмная комиссия, которую возглавлял начальник училища генерал-майор авиации Николай Федосович Вертель, и которую почему-то называли мандатной, делала окончательное заключение по приёму, правда на комиссию представлялись фактически уже прошедшие отбор кандидаты, нужно было только подтвердить, что действительно желаешь учиться на лётчика.

 

   3 августа 1979 года 288 счастливчиков были зачислены курсантами 1-го курса приказом по училищу с присвоением воинского звания «рядовой», а зачисленным военнослужащим срочной службы сохранили их звания и переназначили на штатные должности младших командиров . Приказ в присутствии начальника училища зачитывали на строевом плацу между старыми казармами, а родные и близкие абитуриентов смотрели на это действо со стороны входных ворот из-за сетки рабицы на служебной территории. При объявлении фамилии зачисленный выходил из строя и становился напротив лицом к строю абитуриентов. Некоторые курсанты из гражданской молодежи легко расставались со своим прошлым и приводили в негодность свою одежду сразу после объявления своей фамилии в приказе. На курсе было 288 чел. в 12-ти класссных отделениях (№№ с 81-го к/о по 92-ое к/о вкл.) по 24 чел. курсантов в каждом, из которых сформированы две роты (по 6-ть к/о) по два взвода (по 3-и к/о) в каждой роте, по 144 чел. и 72 чел. соответственно. Забегая вперед скажу, что потери за 4 года и 2,5 месяца учебы на выпуске составили около 35 чел. курсантов (отчислены по неуспеваемости, состоянию здоровья, дисциплине (правонарушения), летной негодности, из-за невосполнимой потери в катастрофе, нежеланию продолжать учебу), что соотносится 1 : 1 с количеством безвозвратных потерь за более чем 30-летний срок прошедший после окончания училища нашими однокашниками. Но это в арифметическом измерении, а по сути к нам приходили и курсанты со старших курсов и др. авиаучилищ, не прошедших отбор на истребителях типа МиГ-21 и учебно-боевых L-29 и L-39. Начиная с 1-го и по 3-ий курсы учебы личный состав размещался в старой казарме на втором этаже, где находилось еще и помещение дежурного по училищу. После объявления приказа о зачислении на учебу и торжественного обеда по этому случаю в солдатской столовой все курсанты из числа гражданской молодежи были направлены в парикмахерскую на стрижку волос, как правило, «под ноль» и далее в гарнизонную баню на помывку и переодевание в военную форму одежды. После бани курсанты, постриженные наголо, облачились в новенькую, ещё «хрустящую» форму, после чего в казарме занялись самостоятельным пришиванием курсантских погон, шеврона, подшивкой подворотника и обмоткой портянок в яловые сапоги, а на следующий день начался курс "молодого бойца", как тогда говорили - КМБ. Отрабатывали подъём и отбой за 45 секунд по команде, заправку постели, изучали правила ношения военной формы, получали первые навыки войсковой подготовки: огневая подготовка из стрелкового оружия, строевая подготовка одиночно и в составе подразделений с оружием и песней-маршем, изучали общевоинские уставы ВС, организацию службы войск и военное законодательство (Голик И.В., Курнаев В.И., Амосов Г.А., Маймур М.Л., командиры учебных взводов), физическая подготовка (Гоголев Владимир Алексеевич, Белоусов Александр, Артемьев Юрий Федорович, Косткин Анатолий), комплексы упражнений утренней физической зарядки, кросс по пересеченной местности и марш-броски с полной боевой выкладкой, азы авиационной картографии и военной топографии (рисовали план местности), рыли окопы, планировали и обустраивали служебную и пр. территории, высаживали деревья и кустарники, а также дерновали газоны и выполняли различные вспомогательные и хозяйственные работы. По окончании КМБ в третьей декаде августа 1979 г. каждый курсант-новобранец принимал военную присягу клятву воина на верность Родине в торжественной обстановке с оружием в руках - карабином СКС. Однако часть курсантов по состоянию здоровья находились на излечении в инфекционном отделении гарнизонного госпиталя, и принимали присягу позже в ленинской комнате в парадной форме с оружием. Вопрос по недопустимости внедрения дедовщины в наших рядах по инициативе сержантов и кадетов был решен окончательно и бесповоротно после КМБ на общем собрании личного состава сначала 2 роты, а потом и на курсе раз и навсегда. Кто не согласился, тот ушел из наших рядов. После того конкретного разговора мы дружили с нашими младшими командирами и сотоварищами по койкам ! К слову о койках после команды "отбой" и убытия ответственных офицеров из расположения начиналась другая жизнь по сплачиванию воинских подразделений - это и прилюдное вскрытие посылок с малой Родины со съестным и снедью (иногда и с табаком, и крепким алкоголем типа "чача"), а также рассказы о юности и прошлой жизни, и делились своими мечтаниями (главная из них, конечно, о небе). В этой связи вспоминается случай легкого отравления "детей подземелья" суррогатным алкоголем из нескольких человек курсантов, пытавшихся самостоятельно гнать самогон в кладовой для хозинвентаря, и, органы военной контрразведки сразу в этом почуяли "диверсионный след", а старшина роты, к сожалению, был отчислен из училища. Слова "парково-хозяйственный день", "каптерка-подземелье" и "уборка территории" были магическими и всегда давали алиби курсантам-самовольщикам, причем безопасные маршруты похода без увольнительной записки были заранее известны и проверены годами предыдущими курсами и доведены до нашего сведения. Символический "ключ от Неба" был получен от выпускников 1979 года на торжественном построении 4-го и 1-го курсов. Курсанты несли караульную службу по охране важных объектов инфраструктуры училища под непосредственным руководством сержантов и контролем ее организации со стороны ротно-батальонного звена управления курса. Приходилось иногда зарабатывать деньги своим трудом для обустройства казармы и на разгрузке ж/д-ых вагонов, и на мебельной и др. фабриках и заводах. А любимыми общественными местами были танцзалы и -полы в солдатском клубе, ГДО, горсаде, ДК "Железнодорожник" и "Текстильщик" на КПТ, кинотеатры "Спартак" и "Победа", кафе ГДО, курсантское кафе "Чипок" и кафе-столовая "Блинная" на ул.Советской в центре города, пляжи на р.Хопер, гор.бани и др. "злачные" места и т.н. подворотни.  

   Командиром 1-го батальона был подполковник Иван Васильевич Голик из ВДВ («Дерен»), замполитом батальона подполковник Валерий Иванович Курнаев («Крот»). Командирами 1-ой роты был майор Геннадий Александрович Амосов («Чмо») и 2-ой роты майор Михаил Леонтьевич Маймур. Командирами взводов были капитан Евгений Егорович Головенко («Шкалик»), лейтенант Александр Константинович Бурылин, капитан Владимир Иванович Шулаев и старший лейтенант Виктор Дмитриевич Найденко («Геморрой»). Старшинами рот из курсантов назначили сержантов Виктора Вишнякова и Владимира Попова, а заместителями командиров взводов – сержантов Михаила Попова, Сергея Андреева, Александра Николаева, Юрия Струговщикова. Начальником учебно-летного отдела училища был подполковник Валерий Закалашнюк, его замом – полковник Иван Вдовенко. После курса «молодого бойца» начались у нас первокурсников «минусов» или «без вины виноватых» занятия по: высшей математике (Мясникова Роза Дмитриевна, Пугачева Галина Ивановна), техническому черчению, теоретической и технической механике (Петров Л.В.), сопротивлению материалов (доцент Мазуров Иван Александрович, инвалид ВОВ «Сказочник»), физике (Халяпин), немецкому (Короткова Анна Александровна) и английскому языкам (Белова А.Ф.), истории КПСС и научному коммунизму (Вялушкин Иван Александрович), марксистко-ленинской философии (Еремчев В.М.), политэкономии (Антоненко), основам военной педагогики и психологии (Музыка), партполитработе в ВС, тактике ВВС (Аленкин Валерий Иванович) и общей тактике, военной истории (Диок Павел Савельевич), авиационному вооружению и его боевому применению (Стешев Игорь Дмитриевич, Зоректуев Евгений Цыденович), самолетовождению (Жигалов, Маркелов, Курганов), аэродинамике (Симкин Александр Михайлович, Пивень Виталий Кузьмич, Лозко Степан Викторович, Ильченко Николай Иванович), конструкции и эксплуатации авиатехники (Кулинченко Святослав Иванович, Макорта Владимир Алексеевич, Климов Владимир Михайлович), ЗОМП (Извозчиков Виктор Алексеевич), авиационной метеорологии (Латман Михаил Львович), основам авиационной электротехники и радиоэлектронике (Антипов Михаил Сергеевич, Балок Владимир), авиационной автоматики (Кичигин Евгений Константинович, Буканов Федор Иванович), термодинамике и теории реактивных двигателей, теории вероятностей и боевой эффективности (Кравченко Виктор Иванович) и др.

   По окончании первого семестра сдали два экзамена и несколько зачётов. Курсантов, не усвоивших теорию и не сдавших экзамены, отчислили по неуспеваемости. Долгожданный короткий отпуск после первого семестра каждый курсант проводил в своём родном городе. Несколько курсантов по различным причинам пересдавали сессию и в учебном отпуске не были вплоть до лета 1980 г.

   Весной 1980 года и в последующие 81-82-83 годы весной перед началом полётов и летом во время полетов выполняли по два прыжка с парашютами в год, в основном, на Д-1-5у («Дуб») из самолета Ан-2 или вертолета Ми-8. Всего по 8 прыжков с парашютом получилось в училище у каждого курсанта. Иногда курсанты неточно приземлялись из-за сноса ветром и вместо летного поля оказывались на городском кладбище в Ветлянке. Начались на небесах совершаться и первые курсантские браки, хотя хорошее дело этим словом не назовут. Свадьбу Баутиных Петра и Марины (похоже как муромские православные святые Петр и Феврония)  организованно провели за городом на берегу р.Хопер. Также приступили к проводам своих гражданских ровесников в ряды СА. 

   На 2-ом курсе приступили к изучению самолёта Аэро L-29 «Дельфин» и  двигателя Моторлет М-701 чехословацкого производства, а также практической аэродинамики и динамики полета этого самолёта, метеорологии, навигационного и радиоэлектронного оборудования. Знакомство с авиацией началось с тренировок в кабине самолета на тренажере ТЛ-29 осенью 1980 г. под руководством опытных инструкторов (Салов В.Г., Акимов В.П. и др.), а зимой 1981 г. с показательного запуска и опробывания двигателя М-701 на газовочной площадке за штабом училища вместе с преподавателями кафедры КЭАТ. 7 ноября 1980 г. состоялся парад частей Балашовского гарнизона, на котором впервые наш курс в составе 2-х рот-коробочек прошел торжественным маршем по заснеженным улицам города, показал сплоченность рядов, силу духа и подготовленность воинских коллективов будущих военлетов. Спортивная и творческая жизнь проявлялась посещением как спорт- и кинозалов, так и библио- и дискотек, организованных встреч с представительницами прекрасного пола медучилища, пушно-мехового техникума, пединститута, горторга и проведением др. различных, но нам не безразличных  мероприятий. Курсантский ВИА в ГДО и солдатском клубе от нашего курса представляли курсанты: Дюбайлов Г.А., Звягинцев О.А., Лизунов Н. (чтец), Меркулов А.А. (бас-гитара), Сотников С.Н. (соло, клавишные), Сушков А.В. (бас-гитара), Тюрин В.Ю. (соло), Шабанов Д.В. (ударные).

Форма одежды курсантов всех курсов была "поражена болезнью" зашитых и обрезанных сзади клапанов шинелей, снятых хлястиков с шинелей, отпоротых пуговиц снизу шинели, шапок домиком, яловых сапог в гармошку, ушитого и отбеленного хлоркой х/б-го и п/ш-го обмундирования, что открывало широкое поле деятельности отцам-командирам в устранении таких нарушений от лишения увольнений нарушителей ВФО до нарядов вне очереди и гауптвахты. Дальнейшая служба доказала необходимось соблюдения правил ношения и хранения ВФО и опрятного внешнего вида офицера в начищенной до блеска обуви.  

   В апреле 1981 г. курс перевезли в Ртищево, где базировался 666 уап (командир полковник Владимир Иванович Милюков (будущий начальник ОВВАКУЛ и генерал-майор авиации), его заместители подполковники Борис Борисович Брянский (будущий зам.нач.ОВВАКУЛ по ЛП и полковник) и Борис Николаевич Сибиряков (будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП и полковник) разбили на четыре эскадрильи (командиры майор Ларичев А.М., подполковники Захар В.Р. (будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП и полковник), Емарлуков М.В.), каждый курсант выполнил по одному наземному катапультированию на тренажере НКТЛ-29-39 с вертикальной перегрузкой 8G, и, в мае после наземной подготовки, вживания в кабину и отработки пробного запуска двигателя М-701 и руления самолета L-29, начались дневные учебные полёты на аэродромах Ртищево и Турки с ГВПП (в распутицу с ИВПП) по две эскадрильи в разные смены. Сон и питание - залог нашего летания, этот лозунг был и остается одним из основных. Питание было витаминизированным, а суп из листьев молодой крапивы в лагере Турки невозможно забыть, как и шоколад, и кнели (печеночные котлетки) в курсантской летной столовой согласно рациону питания. Курсанты после вывозных и контрольных полетов с инструктором  и проверяющим вылетали самостоятельно. Традиции вылетных папирос "Казбек"  или "Герцеговина Флор" для техников и марочного коньяка инструкторам свято соблюдались, приходилось присланные алкогольные запасы как трофеи заблаговременно прятать в лесопосадке и зарывать в землю до момента самостоятельного вылета. Последний вылетевший самостоятельно курсант проходил обязательную неприятную, но поучительную процедуру - его поднимали к самолету несколько курсантов и задним мягким местом с раскачки прикладывали к тормозному щитку по несколько раз. Первоначальная летная подготовка, в основной массе курсантов, была средняя, а лишь у единиц из АСК - хорошая. Личный состав готовился к полетам хорошо и отлично, изучались кроки аэродрома, до автоматизма отрабатывались действия в ОСП, в летных группах оказывались взаимоконтроль и помощь в подготовке отстающих к полетам. «Любишь кататься – люби и саночки возить!» - гласит русская пословица. Некоторые любили только парадную сторону — я летчик! Самокритики — ноль, самомнение — большое. Летно-методическая работа исправила эту загогулину. "Учиться, Учиться и еще раз учиться военному делу настоящим образом!" - ВОТ ТАК выглядит фраза, сказанная Лениным перед курсантами красных революционных курсов (ТЕХ, которых награждали красными революционными шароварами). Собранность во всем и честное отношение ,в первую очередь, к себе, совместной работе и коллегам по "транспортному цеху". Работали охотно с огоньком. Приходилось отмывать запыленные и закопченные самолеты, заправлять их топливом и газами, разгонять большие лужи на полосе, монтировать элементы железной ВПП. Состояние вверенной техники было хорошим тогда еще. Отдыхали между летными сменами в холодной щитовой казарме на двухярусных железных кроватях, порой в полной экипировке, даже в шлемофонах спали в апреле-мае. Заслушивались магнитофонными записями группы "Воскресение" и пр. ВИА СССР. На помывку в Турках ездили на бортовых машинах в поселковую баню. К сожалению, несколько курсантов не смогли адаптироваться в воздухе, а некоторые даже и приблизиться к самолету с запущенным двигателем под током, теряясь в своих фобиях и ступоре, их отчисляли или переводили по-нелетной. По КУЛПу на первый курс отводилось 40 часов налёта. Выполнялись полёты по кругу для тренировки взлёта и посадки, действий при отказе двигателя в полете и в зону для отработки техники пилотирования, распределения внимания по приборам, вводу-выводу из сложного положения и штопора. Так, летчик-инструктор 4-ой эскадрильи Акинин М.А. контролировал выполнение штопора в зоне курсантом Гоголевым И.В. в 13-ти полетах. А некоторые инструкторы в контрольных полетах показывали курсантам порядок выполнения фигур более сложного пилотажа (горки, боевые развороты, пикирования, бочки, перевороты, полупетли и пр.) и боевого применения (полетные порядки строем, наведение и перехват воздушной цели, метание сапог из тормозных щитков вместо авиабомб и др. ). Так, в самостоятельном полете при взлете с аэр.Турки уже опытного пилота АСК ДОСААФ курсанта 1-ой эскадрильи Григория Черного на высоте 70м произошел отказ двигателя, самолет произвел посадку перед собой вне аэродрома без последствий. Сержант Черный Г.Н. был награжден именными часами. Курсанты успешно окончившие программу первоначальной летной подготовки были поощрены досрочным убытием на хозработы в Балашов из Турков и Ртищево и временно размещались в элитной казарме «Пентагон» с августа (выпускники 1981 г. только приехали со стажировки) и до октября 1981 г.  вплоть до основного учебного отпуска.

   На 3-ем курсе приступили к изучению легкого ВТС - базового самолёта Ан-24Т и его модификации Ан-26  (по кодификации НАТО: Curl — «Вихрь», в народе — Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька, Шайтан арба (уши клинит - УВПД хреновый) и турбовинтового двигателя АИ-24ВТ с дополнительным реактивным РУ-19А-300 советского производства, а также практической аэродинамики и динамики полета этого самолёта, метеорологии, навигационного и радиоэлектронного оборудования. Тренировки в кабине самолета на тренажере КТС Ан-24 с осени 1981 г., а зимой 1982 г. с показательного запуска и опробывания двигателя АИ-24ВТ и РУ-19А-300 на газовочной площадке за штабом училища вместе с преподавателями кафедры КЭАТ. В современной истории остались воспоминания наших выпускников (Еруков О.П., Тюрин В.Ю. и др.) об их участии в военно-мемориальной работе по перенесению останков павших борцов революции и гражданской войны 1918-1922 г.г. из братского захоронения в городском ПКиО им. Куйбышева на место нынешнего монумента воинам-освободителям в ВОВ с братской могилой. 

   Третий курс продолжили весной 1982 г. в шестом семестре в 606 и 478 уап (командиры полковники Валентин Борисович Тоцкий -  будущий зам.нач.БВВАУЛ по ЛП, и Юрий Иванович Титов) в Балашове и Петровске соответственно. Предстояли полёты на самолётах Ан-26 и Ан-24Т. В апреле 1982 г. эскадрильи учебных полков приступили к вывозным курсантским полётам после годичного перерыва. По КУЛПу предусматривалось 100 часов налёта. Полёты выполнялись на основных аэродромах Балашов и Петровск с БВПП и с подскока на аэродромах Родничок и Горный с ГВПП. Налёт составил около 125 часов: по кругу днем и ночью, в зону, по маршруту самостоятельно. В самостоятельных полётах днем в ПМУ летали два курсанта-летчика с левого и правого сиденья, а по воздушным трассам днем, ночью, в СМУ - только контрольные с инструктором. Так, Запасников В.Ю. первым выполнил самостоятельный полёт на Ан-26 среди курсантов. Ночной налёт составил 5 часов, а в облаках - ок.10 часов. Получили допуски к полетам днем и ночью в ПМУ и СМУ в составе экипажа в качестве помощника командира экипажа на самолете Ан-26 / Ан-24Т по минимуму командира экипажа с использованием посадочных систем: ОСП РСП. Выполнили гос.экзаменационные полеты на проверку качества техники пилотирования в закрытой кабине по кругу с использованием посадочных систем с выставлением оценки каждому курсанту комиссией училища по индивидуальной летной подготовке. 

   К сожалению, днем 12 мая 1982 г. в районе аэродрома Петровск в катастрофе самолёта Ан-24Т 2-ой эскадрильи петровского 478 уап в полете на ИОД после БПРМ погиб экипаж летчика-инструктора Олега Журавлева с курсантом 3-го курса Михаилом Цыплаковым. Это была первая потеря в авиакатастрофе среди наших однокурсников, Цыплаков М.Ю. похоронен на городском кладбище в Балашове. 

Летчик-инструктор

Опять на взлёт, опять посадка,
Давно им всем потерян счёт...
Короткий отдых, пересадка,
И вновь с другим курсантом взлёт.

И этот прежнего не чище,
Хоть от усердья градом пот,
Он так зажал штурвал в ручищах,
Что из металла сок течёт.

У нас не пыльная работа
Кругов по тридцать - тридцать два,
Но, правда, до седьмого пота,
К концу и кругом голова.

Так день за днём одно и то же,
Но с каждым взлётом ближе цель,
Тот не инструктор, кто не может
Увидеть лётчика в юнце.

Труды окупятся плодами,
И празднует тот день пилот,
Когда его курсанты сами
Свой первый выполнят полёт.

(стихи полковника Владимира Михайловича Леонтьева, знавшего цену инструкторскому хлебу и дошедшего до командира авиаполка в Шперенберге ГСВГ и начальника академических курсов ВВА им. Ю.А. Гагарина пгт Монино Щелковского района Московской области)

   На 4-ом курсе изучали конструкцию и эксплуатацию авиатехники и аэродинамику, динамику полета и практическую аэродинамику самолётов Ан-12 и Ил-76 (только два учебных отделения из 12-ти) и двигатели АИ-20 и Д-30КП соответственно, тактику ВВС, научный коммунизм, по которым и сдавали госэкзамены, а также и другие дисциплины, занимались физической подготовкой и методикой проведения занятий. Курс переехал в построенную комфортабельную новую казарму, где разместились по кубрикам по 8-10-12 чел. курсантов в каждом жилом помещении. ГК ВВС в то время был Кутахов П.С., министр обороны ВС СССР - Устинов Д.Ф. В ноябре 1982 г. скончался Генсек Брежнев Л.И., а уже весной 1983 г. - Черненко К.У, после которых руководил Андропов Ю.В. Курсанты во время учебы привлекались к различным похоронным и траурным событиям, отдавали дань памяти погибшим (умершим) воинам ВОВ и Афганцам, перегружали цинки с грузом "200" с ж/д-ых поездов (самолетов), т.к. в конце 1979г. началась затяжная кампания - необъявленная война в Афганистане 1979-1989г.г., а в мае 1980г.  35-летие Победы в ВОВ 1941-1945г.г. 

   Весной 1983 г. потеряли курсанта 4-го курса Дельфонцева Якова, у которого «мозговой центр» сработал в интересах семьи (молодой жены Валентины и сына Максима), совершившего ограбление гражданки, за что был осужден судом военного трибунала и отбыл наказание 4 года - от звонка до звонка. Ранее на 1-ом или 2-ом курсе был отчислен курсант Шелухин Михаил и осужден к дисбату за драку. Но тюрьма это только физическое наказание, моральное и психологическое остается на всю оставшуюся жизнь. Боль за тех, на ком отразилось все это, родные, близкие, друзья, дети заставляет жить с большой осторожностью, чтобы никому больше из-за тебя не было плохо. Практика доказывает, что человека, имеющего семью, легче заставить совершить нечестный проступок. Эти бывшие наши курсанты испытали все тяготы и лишения в той другой жизни, и к слову сказать, справились и нашли свой путь в жизни и работе. Как, и лейтенант Клюев Игорь, осужденный по навету и недоразумению. Как, и старший лейтенант Фролов Юрий не смог честно зарабатывать и скатился до кражи. Все они закалились в борьбе за выживание и прошли суровую школу ИТК. 

   На четвёртом курсе в восьмом семестре в мае 1983 г. основная масса курсантов убыли на войсковую стажировку в авиачастях, где в июне-августе летали на Ан-12 и Ил-76, а часть курсантов будущих летчиков-инструкторов стажировались и летали в Балашове на Ан-26. Получили допуски к полетам днем и ночью в ПМУ и СМУ в качестве помощника командира экипажа, а также на перевозку пассажиров на конкретном типе самолета Ан-12 (Ил-76 или Ан-26) по минимуму командира экипажа. Выполнили экзаменационные полеты по окончании программы стажировки на проверку качества техники пилотирования в закрытой кабине (облаках) в зоне и по кругу с использованием посадочных систем.  

   Государственные экзамены сдавали Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) под председательством генерал-майора авиации Александра Александровича Петрова, тогда – начальника 610-го ЦБП и ПЛС (ВТА) г. Иваново.

   К сожалению, уже после сдачи госэкзаменов двое курсантов Глезденев А.М. и Мальцев Н.Н. не смогли по состоянию здоровья выпуститься с нами, а лишь через год в 1984 г. (в дальнейшем, майор Мальцев Н.Н. восстановился на летной работе и стал командиром отряда в полку ПСС, а полковник Глезденев А.М. на штабной работе - старшим офицером-оператором и начальником группы в ГОУ ГШ). На юбилейных встречах эти офицеры присутствовали регулярно и только с нашим выпуском 1983 г.

   Решением ГЭК от 10 октября 1983 г. за время пребывания в БВВАУЛ имени главного маршала авиации А.А. Новикова все выпускники получили дипломы по специальности командная тактическая военно-транспортной авиации с присвоением квалификации офицер с высшим военно-специальным образованием, летчик-инженер. Торжественный выпуск состоялся 15 октября 1983 г. и после выпускного вечера, на котором присутствовал, в т.ч. и летчик-космонавт СССР дважды герой Советского Союза Владимир Васильевич Коваленок после 2-х полетов в космос, а его шуточный тост перед нами незабываем: "Пейте больше, товарищи офицеры, а ешьте меньше!" и др. высокопоставленные должностные лица ВВУЗ ВВС, молодые лейтенанты разъехались в первые офицерские отпуска, а по их окончании - по частям назначения. Одна из улиц на КПТ города Балашова названа проспектом Космонавтов, в начале которого в жилом доме тогда находился ресторан "Восток" (по одноименному названию космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли на борту Юрием Гагариным), а в конце построены новые современные дома с развитой инфраструктурой и храмом Воздвижения Креста Господня, и, воздух в этом районе особо чистый с выходом прямо к р.Хопер.

   Мастерами летного обучения  и воспитания в учебных авиаполках ВВУЗ ВВС и ЦБП и ПЛС были опытные методисты, знавшие цену инструкторскому хлебу и подготовившие по несколько  десятков курсантов-летчиков следующие летчики-инструкторы: Абушинов В.И., Баутин П.В., Горный Ю.А., Дробышев В.В., Елисеев И.В., Еруков О.П., Журавлев К.Г., Калиниченко С.А., Карпов А.В., Касатый В.В., Комаров А.В., Котляров К.В., Кривопустов С.П., Кузнецов М.В., Лобачев Д.М., Лукин А.И., Марухин П.Н., Мещанов К.Ф., Минаев В.К., Олешко А.И., Панев А.В., Пермяков Г.Н., Пухов О.А., Ручкин В.В., Соловов О.Н., Сотников С.Н., Тюрин В.Ю., Шаповалов Ю.В., Яицкий А.Г. и др.

   Освоили тяжелые и сверхтяжелые военно-транспортные и боевые авиационные комплексы следующие выпускники: Анисимов В.В., Вертель А.Н., Ганусевич С.Ф., Горский К.А., Дробышев В.В., Котов В.Ф., Сипко А.А., Тифанов В.П., Хлебников Е.Б. и др. Так, Алексей Вертель летал на Ан-124-100 "Руслан" и Ан-225 "Мрия", а Василий Дробышев - на стратегическом ракетоносце Ту-95МС, остальные - на Ан-22А "Антей" и Ан-124 "Руслан".

   В последующем пять выпускников погибли в авиационных катастрофах в 1984 годуСергей Утин на Ан-12, в 1985 годуСергей Глухов на Ан-12 и Андрей Губский на Ми-24, в 1987 годуВладимир Блинов на Ан-26, в 1994 годуАлександр Сушков на Ан-12, а с учетом катастрофы на курсантских полетах в 1982 году в Петровске – шесть человек погибших, включая курсанта 3-го курса Михаила Цыплакова на Ан-24Т.

Потери в личном составе с 1979 по 2017 г.г. составили прибл. 75 человек, из них безвозвратные - не менее 39 человек (15% от общей численности выпустившихся офицеров-авиаторов), т.е. каждый 7-ой ушел от нас: Аксенов Аркадий, Алиев Рабшан, Анохин Игорь, Беглов Вадим, Блинов Владимир, Борисов Александр, Гаврилов Андрей, Глухов Сергей, Глядков Александр, Гришаев Евгений, Губский Андрей, Дударенко Леонид, Дудукин Владимир, Зинин Вячеслав, Касатый Владимир, Кокорин Алексей, Колодезев Игорь, Коновалов Александр, Лесиков Алексей, Лисин Игорь, Лобачев Дмитрий, Лысенко Константин, Мальцев Николай, Михай Александр (пропал без вести), Муравьев Игорь, Нечаев Алексей, Поляков Андрей, Попов Игорь, Попов Михаил, Рачев Сергей, Семененко Геннадий, Сотников Сергей, Спорышев Владимир, Сушков Александр, Утин Сергей, Фролов Юрий, Цыплаков Михаил, Черный Григорий, Шабанов Сергей... Помяни Господи вышеперечисленных воинов-авиаторов.

   В современной истории сохранились воспоминания участников наших выпускников и упоминания в печати об участии в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г. Кировабадского, Криворожского, Кречевицкого, Джанкойского, Псковского, Ивановского, Сещинского полков ВТА, транспортных полков и эскадрилий ВВС, а также экипажей транспортной и специальной авиации других видов ВС. Так, активные ликвидаторы ЧАЭС майоры Матвеев В.В. и Суслов А.С. награждены орденом Мужества, а полковник Гоголев И.В. - медалью "За спасение погибавших". Среди участников ЧАЭС - подполковник Гапоненко А.В., майор Зинин В.А., полковник Кацавал К.В., майор Мальцев Н.Н., подполковники Меркулов А.А., Рачев С.В., Романченко А.М., Сабитов И.Р., капитан Смоляк С.В., майор Спорышев В.В., подполковники Тарханов С.А, Фаткулин В.С., Хлебников Е.Б., Шакиров Ш.А. и мн. др. офицеры-авиаторы нашего выпуска.

   Начиная с 1984 г. и по 1989 г. в интересах ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана, а также и последующие годы после вывода войск до 1992 г., многие выпускники прошли через испытания этой необъявленной войной. Так, Сахалинец ПВ на Ми-24 КВ Стрельников В.В. был сбит противником с земли и подобран другим вертолетом,  как и Уч-Аралец ПВ на Ми-8 ЛШ Сапцов А.А. претерпел ЛП, а Ташкентцы на Ан-12 из 111 осап ВВС Полянкин С.Г. выполнил около 1,5 тысяч боевых вылетов в ДРА и лейтенант ПКК Сергей Глухов погиб 11 июля 1985 г. при выполнении боевого задания, самолет Ан-12 был сбит противником близ Кандагара. У Ферганцев и Кировабадцев было обычной работой перевозки в интересах ОКСВ в ДРА (Ганин Е.А., Горский К.А., Греков С.В., Коновалов А.Н., Курочкин С.В., Минибаев А.С., Саврасов С.Г., Смигановский И.В., Спиридонов С.В., Хромцов В.В., Эсауленко В.В. Петровчане КК Ан-26 Пухов О.А., Соловов О.Н. выполняли боевые задачи на территории Афганистана как в составе летного экипажа, так и в качестве руководителя полетов по несколько раз. Самолет Ан-12 Завитинца КК Ганусевича С.Ф. получил значительное боевое повреждение при посадке ночью в аэропорту Кандагара, тогда обошлось без потерь в личном составе экипажа и на земле. Успешно выполнил боевую работу на приграничной с Пакистаном территории Афганистана Смолянин КК Ан-26 с боевым разведывательным комплексом на борту Шабанов Д.В. Завитинцы на Ан-12 Балыков В.А., Беглов В.М., Звягинцев О.А., Макухин А.А., Могильный С.В., Поляков А.В., Самохвалов В.Н., Тарлыков Н.А., Фрейдин А.Г., Хохлов М.Ю. активно участвовали во многих вооруженных конфликтах. В сложной обстановке афганской войны выпускники-участники боевых действий проявили мужество и героизм, высокое летное мастерство, готовность к самопожертвованию, и, многие из них награждены боевыми орденами и медалями за Афганистан (Азаров Г.В., Азовцев В.Н., Алиев Р.К., Беглов В.М., Борисов А.Г., Васильев А.А., Веселков В.В., Владимиров А.А., Волобуев С.М., Гаврилов А.А., Ганусевич С.Ф., Гапоненко А.В., Глазков В.В., Глухов С.А. (посмертно), Голубцов Ю.М., Демидов Ю.В., Денисов Д.Е., Запасников В.Ю., Звягинцев О.А., Зинин В.А., Злобин В.В., Иванов А.Б., Истомин А.Н., Коваленок В.Н., Кокорин А.С., Конев С.В., Коновалихин А.В., Кузнецов В.В., Литвиненко В.Ф., Луговой Ю.А., Лысковец А.Н., Макеров К.И., Макухин А.А., Меркулов А.А., Милонов А.В., Минибаев А.С., Могильный С.В., Никифоров Н.П., Никифорук В.В., Орлюк А.К., Пайвин А.В., Полянкин С.Г., Попов В.П., Попов В.В., Попов М.Л., Прохоров С.М., Пухов О.А., Русаков Н.В., Сабитов И.Р., Соловов О.Н., Сапцов А.А., Сафонов А.Е., Сафонов В.Е., Сенчихин С.Г., Солошенко С.Н., Спорышев В.В., Стрельников В.В., Суливин В.Б., Суржанский М.А., Тарлыков Н.А., Федотов С.В., Фрейдин А.Г., Хайруллин Г.Г., Шабанов Д.В., Шабанов С.В., Шакиров Ш.А. и др.) и принимали участие в боевых действиях на территории других государств Африки (Баутин П.В., Брижанкин А.В., Высочанский В.Б., Ганин Е.А., Георгиев Ю.Н., Елисеев И.В., Зеленухин А.В., Злобин В.В., Иванов А.Б., Копыльцов В.Н., Курочкин С.В., Лукин А.И., Сафонов А.Е., Сафонов В.Е., Сипко А.А., Тифанов В.П., Ульянов В.В. и др.), Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии (Курочкин С.В., Рыженко Н.В. и др.) и РФ в Чеченской Республике (Аркуша И.В., Байраков А.П., Гончаров М.В., Давыдов С.Н., Даньшов Ю.А., Долганов А.В., Еремин В.М., Иванов А.Б., Моссур А.А., Нечаев А.А., Черноморов Ю.Я. и др.). Укурейцем Алиевым Р.К. с 1991 г. не был получен боевой орден "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст. в связи с убытием его в ВС Кыргызстана, дальнейшей тяжелой болезнью и смертью (орден находился в ГУК МО РФ). ИМЯ ТВОЕ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН.

   Так, 3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов, а наш выпускник Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен к талибам. Спустя год, в августе 1996 года экипаж на самолёте Ил-76 смог совершить побег из плена. Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. «Кандагар» — российский кинофильм 2010 года режиссёра Андрея Кавуна, где в ролях снимались: КВС - А.Балуев, 2-ой пилот - В.Машков, ШК - А.Панин, БИ - Б.Бенюк, ВР - А.Голубев и др.

  Достижения выпуска
Всего выпущено 253 курсанта,
из них один без лётной практики – Андреев С.В. (служил в Петровске на наземной должности).
Училище закончили:
с дипломом с отличием и золотой медалью 2 курсанта (Георгиев Ю.Н., Еруков О.П.),
с дипломом с отличием – 25 курсантов.

В последующем один выпускник стал героем России - Хайруллин Газинур Гарифзянович, 

6 - заслуженными военными лётчиками России (Еруков О.П., Загоруйко И.В., Моссур А.А., Орлюк А.К., Слесарев С.Т., Струговщиков Ю.А.),

1 - заслуженным пилотом России (Милонов А.В.),

1 - заслуженным военным специалистом Вооруженных Сил России (Честнов С.Н.),

1 - заместителем начальника ВУНЦ ВВС (Еруков О.П.),

1 - начальником инспекции СБП авиации ВС (Еруков О.П.),

1 - начальником авиации пограничного округа (Струговщиков Ю.А.),

6 - командирами авиационных полков (Белько Ю.А., Еруков О.П., Иващук К.Н., Макеров К.И., Орлюк А.К., Струговщиков Ю.А.),

21 - полковником (каждый 12-ый),

"военными летчиками-снайпер" стали 13 человек,

"военными летчиками 1 класса" стали более 200 человек,

семеро получили квалификацию лётчика-испытателя,

закончили ВВА им Ю.А. Гагарина и ВВУЗ 20 человек,

один выпускник стал доктором наук (Честнов С.Н.),

четыре выпускника стали кандидатами наук (Еруков О.П., Струговщиков Ю.А., Тюрин В.Ю., Честнов С.Н,).

Около 75 человек являются участниками боевых действий.

Более 50 человек орденоносцы.

    ТОВАРИЩИ, военный мир тесен. В органах военного управления и войсках у Вас осталось много друзей, и Ваш переход в ЦОВУ, бизнес-структуры и пр. сферы никак на этом не скажется, ведь человеческие отношения на всю жизнь! Врагами Вы точно не будете. Бог шельму всегда метит…Не искать в подлости великой для себя прибыли, иначе, получишь ее в полной мере. Скажут: «Вот и пусть пропадает…таких не жалко!» (Цитата из романа Валентина Пикуля «Честь имею. Исповедь офицера российского Генштаба»)

    Следующая юбилейная (на 35-летие выпуска) встреча выпускников 1983 года состоится с 3 по 6 августа 2018 года в Альма-Матер городе Балашов База отдыха "Слюдяночка" расположена в живописнейшем месте на берегу реки Хопер в 16км от города Балашова, возможно теплое общение и наверстывание дружеских отношений за 35 лет после выпуска и на всю оставшуюся жизнь. Будем жить и встречаться, дорогие наши однокашники!!! Кстати, Чемпионат мира по футболу 2018 — 21-ый чемпионат мира по футболу ФИФА, финальная часть которого пройдёт в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Даже футбол на нашей стороне и под той же нумерацией № 21-ый ! Возможно локальные промежуточные встречи будут проходить, как  и ранее в январе и августе 2017 г.  в Москве, по согласованию или в Твери, или в Санкт-Петербурге. Каждые 5 лет в начале августа 2018-2023-2028 г.г. и далее до 50 летнего юбилея выпуска в 2033 году мы безоговорочно и без обиняков должны встречаться в Балашове на Хопре - столице мира, втором Париже, Лондоне и Нью-Васюках!!!

   Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда! Пусть виски метелью заметают Пройденных дорог ветра. Сколько их легло в полях сражений, Кто ведёт тяжелым жертвам счёт? Только воевавший вместе с ними Всё это оценит и поймёт. Только эти люди знают цену Вовремя протянутой руке, Только эти люди не оставят Своего товарища в беде. В годы самых страшных испытаний, Когда враг к столице подступал, Воинов, не ведавших о страхе, Офицер в атаку поднимал! Сколько было их красивых, сильных, Тех, кто не вернутся никогда! Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда! Тот, кто нёс дежурство на подлодке, В море на военном корабле, Тот оценит, что такое суша, Снова оказавшись на земле. В шахте и в военном самолёте, На границе и на корабле, Только там всё это вы поймёте Только там оцените вполне. Кто, в Афгане и Чечне друзей спасая, На секунды жизни вёл отсчет, Офицеров бывших не бывает, Кто прошёл всё это, тот поймёт. Так в России исстари ведётся И сейчас, как в прежние года. Офицеров бывших не бывает, Настоящие они всегда!

   Дорогие наши читатели, найдите немного времени и прочтите «Кодекс чести русского офицера 1804 года», следуя этим правилам,вы избежите многих жизненных ошибок. Мы сегодня находимся в другом времени, от 1804 года нас отделяют более 200 лет и целая советская эпоха, но слово честь, будет актуально всегда. Времена идут, а актуальность этого кодекса неизменна. В этих строчках заложена вся непобедимая сила русского офицерства, необъятного благородства, и, ни с чем не сравнимого мужества. Эта сила непостижима для чужеземцев, и, поэтому Россия непобедима, и за это нас так ненавидят. С нами Бог !!!

                                                                                                                   Гоголев И. Моссур А. Шакиров Ш.

2017 год Раменское (Подмосковье) - Санкт-Петербург (Россия) - Петропавловск (Республика Казахстан)

 

Количество просмотров - 640
Поздравляем с днем рождения




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика
.