дважды Герой Советского Союза











Умер

Советский военный лётчик, полковник, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1948).
Родился 25 декабря 1919 года в селе Малая Ничка Тесинской волости Минусинского уезда Енисейской губернии (ныне Минусинского района Красноярского края). Русский. С 1933 года жил в городе Минусинск. В 1936 году окончил 7 классов школы в Минусинске. В 1936-1937 годах работал в колхозе «Красная заря» в родном селе. В 1938 году окончил 1 курс Канского сельскохозяйственного техникума (Красноярский край). В 1938-1939 годах работал делопроизводителем в Канской районной комендатуре НКВД. В 1939 году окончил Канский аэроклуб.
В армии с февраля 1939 года. До сентября 1939 году обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в августе 1940 года окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 228-го дальнебомбардировочного авиационного полка (в Северо-Кавказском военном округе; город Новочеркасск Ростовской области). С января 1941 – пилот 21-го дальнебомбардировочного авиационного полка (в Одесском военном округе; город Саки, Крым). Летал на ДБ-3А и ДБ-3Ф (Ил-4).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июне 1944 – пилот, лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 21-го (с сентября 1943 – 24-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на Украине и Донбассе, Ростовских оборонительной и наступательной операциях, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Курской битве, Донбасской операции, снятии блокады Ленинграда и Крымской операции.
В начале войны Степана Ивановича хотели отстранить от боевой работы по причине физического недостатка (отсутствия обоняния), но он добился возвращения в строй. Первые боевые вылеты его экипаж совершил в июне 1941 года на бомбардировщике ДБ-3А с характерной, частично остеклённой кабиной штурмана. Экипажем под командованием С.И. Кретова было уничтожено на земле большое количество живой силы и техники, в воздушных боях сбито в воздухе несколько самолётов. Один Ме-109 был сбит в небе над Каховкой в сентябре 1941 года, при этом ДБ-3А получил около 200 пробоин, оба стрелка были ранены, один двигатель вышел из строя. Тем не менее, Степан Иванович сумел посадить самолёт на свой аэродром.
2 декабря 1941 года после бомбардировки Таганрогского порта над морем, в двух километрах от берега, его самолёт был перехвачен четвёркой «мессеров». В ожесточённом воздушном бою удалось сбит один Ме-109, но ДБ-3А был подбит и загорелся. С.И. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах остальных живых членов своего экипажа. Сильно болели обожжённые руки. Вскоре неподалёку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо. Но через 10 дней он снова вылетел на боевое задание.
27 сентября 1943 года за выполнение 284 боевых вылетов (20 – днём и 264 – ночью) командир авиаэскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (50-я АД ДД, 6-й АК ДД, Авиация дальнего действия) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к званию Героя Советского Союза (присвоено 13 марта 1944 года). Примечательно, что за две недели, пока представление на «Золотую Звезду» утверждалось командирами дивизии и корпуса, Степан Иванович довёл количество своих боевых вылетов до 306.
6 февраля 1944 года группе дальних бомбардировщиков было поручено нанести эшелонированный удар строго по военным и морским объектам Хельсинки. Финляндию старались вывести из войны.
Вылетели к полуночи. Нагруженные самолёты тяжело оторвались от земли, стали набирать высоту. Что такое эшелонированный удар? Это когда каждому самолёту, а их летят многие десятки, даётся определённая высота, определённый объект и определённое время выхода на цель. Менять что-либо нельзя – помешаешь другому.
При подходе к Хельсинки самолёты были встречены ураганным зенитным огнём. За 20 километров до цели С.И. Кретов приказал штурману открыть бомболюки. В кабину хлынул дьявольский холод. Но лётчик не обращал на него внимания. Ему нужно было увёртываться от слепящих лучей прожекторов, от зенитного огня и при этом точно вести самолёт по курсу. Нестерпимо долгим показался выход на цель.
– Два градуса вправо. Чуть-чуть левее. Ещё градус влево, – уточнял курс штурман.
Наконец – всё! Бомбы сброшены. Главное сделано. Теперь можно свободнее маневрировать – самолёт стал легче. Но что это? Кабина Ил-4 не была оснащена достаточным подогревом и многочасовой полёт на холодном самолёте требовал немалого терпения и выносливости, прежде всего от лётчика, и заранее принятых мер.
Так и теперь: он не мог оторвать от штурвала пальцы рук. «Отморозил», – пронеслась в его голове ужасная догадка. С большим трудом он оторвал от штурвала одну руку. Чтобы добиться её чувствительности, начал бить рукой по стенке кабины. Наконец ощутил в руке сильную боль – рука ожила. Переложив штурвал, принялся приводить в чувство другую руку.
И опять в море огня. Надо вновь пройти над целью, сфотографировать результаты бомбёжки...
31 мая 1944 года приказом командира 6-го авиационного корпуса дальнего действия генерал-лейтенанта Г.Н. Тупикова за нарушение дисциплины капитан С.И. Кретов был снят с должности командира авиаэскадрильи, лишён гвардейского звания и понижен до командира корабля. По всей вероятности, именно этим можно объяснить тот факт, что до конца войны он не получил ни одного ордена (но был восстановлен в гвардейском звании).
С июня 1944 – лётчик 24-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (с декабря 1944 – 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка). Участвовал в Бобруйской, Белостокской, Люблин-Брестской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Кёнигсбергской операциях.
Всего за годы войны гвардии капитан С.И. Кретов совершил 400 боевых вылетов (369 – ночью и 31 – днём) на бомбардировщиках ДБ-3А и Ил-4 для нанесения ударов по живой силе и технике противника во вражеском тылу. 146 раз он бомбил передний край противника, 40 – вражеские аэродромы, 138 – железнодорожные узлы, 27 – порты, 23 – мосты и переправы. 24 боевых вылета совершил на бомбардировку целей в глубоком тылу противника.
21 мая 1945 года лётчик 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (36-я БАД, 1-й гвардейский БАК, 18-я ВА) гвардии капитан С.И. Кретов был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда» (награждён 23 февраля 1948 года).
С сентября 1945 – командир авиаэскадрильи 240-го бомбардировочного авиационного полка (в Северной группе войск; город Мендзыжец-Подляски, Польша). В сентябре 1946 – марте 1950 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 108-го бомбардировочного авиационного полка (посёлок Климово Брянской области). Летал на Ил-4.
В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу Дальней авиации (город Иваново). В 1950-1953 – начальник отделения перелётов и старший офицер по использованию опыта войны в Управлении 50-й воздушной армии Дальней авиации (город Смоленск). В апреле 1953 – марте 1959 – начальник отделения боевой подготовки 11-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (аэродром Шаталово, Починковский район Смоленской области). В 1958 году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С марта 1959 – командир 335-го авиационного (ракетного) полка (город Белая Церковь Киевской области, Украина), в сентябре 1959 – июле 1961 – командир 151-го ракетного полка (город Стрый Львовской области, Украина).
С 1961 – преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, а в 1970-1972 – старший преподаватель кафедры тактики, истории военного искусства и общевойсковой подготовки Ростовского высшего командно-инженерного училища. В 1972-1974 – преподаватель и старший преподаватель Военной инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского. С апреля 1974 года полковник С.И. Кретов – в отставке.
Жил в Москве. Умер 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище (участок 29) в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Почётный гражданин Минусинска (1973).
Бронзовый бюст С.И. Кретова установлен в городе Минусинск Красноярского края. Его именем названы улицы в городах Минусинск и Быхов (Могилёвская область, Беларусь), а также сёлах Малая Ничка и Селиваниха Минусинского района. В Минусинске на здании школы, в которой он учился, и на улице, носящей его имя, установлены мемориальные доски.


Воинские звания:
младший лейтенант (08.08.1940)
лейтенант (27.05.1942)
старший лейтенант (06.11.1942)
капитан (03.07.1943)
майор (11.07.1947)
подполковник (23.04.1952)
полковник (22.04.1960)


Учёные степени и звания:
доцент (1971)


Награды:
орден Красного Знамени
23.12.1941 приказ по Южному фронту № 65
(за выполнение 67 боевых вылетов)

орден Красного Знамени
14.11.1942 приказ по Закавказскому фронту № 49/н
(за бомбардировку станции Батайск в ночь на 25.09.1942)

орден Ленина
31.12.1942 Указ Президиума ВС СССР
(за выполнение 64 боевых вылетов)

медаль «Золотая Звезда»
орден Ленина
13.03.1944 Указ Президиума ВС СССР
(за суммарные 306 боевых вылетов)

вторая медаль «Золотая Звезда»
23.02.1948 Указ Президиума ВС СССР
(за суммарные 400 боевых вылетов)

орден Красной Звезды
30.04.1954 Указ Президиума ВС СССР
(за выслугу лет)




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 799

Яндекс.Метрика
.