Катастрофа Ил-76ТД, командир корабля Знак

23.03.2005

Тип самолета Ил-76ТД

Место происшествия близ Мванзы (Танзания)

Командир экипажа Знак Константин Серафимович



23 марта 2005г. ночью в ПМУ перелет Мванза (Танзания) - дозаправка Хартум (Судан) - дозаправка Бенгази (Ливия) - Осиек (Хорватия) грузовой рейс по доставке 50 тн рыбы при взлете с аэр.Мванза с курсом 300 град. в сторону озера Виктория в наборе высоты произошла катастрофа самолета Ил-76ТД ER-IBR КВС Знак Константин, арендованного у молдавской авиакомпании Airline Transport «Авиаснабом Украины». Фактический взлетный вес, по расчетам комиссии, составлял 178,9-183 тонны при максимально допустимом для данных условий взлета 184 тонны.
Пилотирование самолета на взлете осуществлялось согласно штатной методике в соответствии с РЛЭ самолета Ил-76ТД, с выдерживанием расчетных скоростей для фактической взлетной массы. Самолет отделился от полосы на скорости 263 км/ч на удалении около 300-350 м от выходного торца полосы, имея угол тангажа 10 градусов и угол атаки 10,8 градусов после разбега, длина которого была 2700 м. После отрыва командир начал плавное отклонение "от себя" колонки штурвала. Самолет высоту набирал со средней вертикальной скоростью 3 м/с, скорость полета стала больше (293 км/ч), углы атаки и тангажа уменьшились до 9 градусов. Движение самолета состоялось без отклонений от взлетного курса, без значительных скольжения и кренов. На высоте приблизительно 5 м последовала команда командира на уборку шасси, исполнение которой бортинженер подтвердил. После набора высоты 29-30 м (при уборке шасси, которая все еще продолжалась) 4,5 секунды самолет без набора высоты следовал, скорость до 303 км/час увеличилась. Угол тангажа уменьшился с 8,2 градусов до 6,3 градусов. Затем началось снижение самолета, тангаж все еще медленно уменьшался. Спустя 2 секунды от начала снижения, на высоте 23м, командир дал команду "закрылки пять градусов убрать". Тогда самолет снижался, имея вертикальную скорость 3,5 м/с. Отдача "от себя" штурвала была прекращена. Приборная скорость стала больше до 310 км/ч и все еще росла. На высоте приблизительно 20 м экипаж начал производить отклонение "на себя" штурвала. Сразу же после команды командира о том, что необходимо убрать закрылки, на высоте 13м, вертикальная скорость снижения 7 м/с, на магнитофоне слышны фразы второго пилота "чего-то падает", "стоп". Тогда угол тангажа составлял 3 градуса, угол атаки 6,5 градусов. Приборная скорость стала больше (317 км/ч). За секунду до столкновения с водой с последней фразой штурвал был резко "на себя" отклонен. При этом появилась вертикальная перегрузка 1,16 ед. Увеличение вертикальной скорости снижения приостановилось, но снижение самолета все еще продолжалось. Столкновение с поверхностью воды самолета состоялось во взлетной конфигурации на приборной скорости 317 км/ч на удалении 1,3…1,4 км от берега, с углом тангажа 4,5 градусов и углом атаки 8,5 градусов. Самолет от момента отрыва от полосы до момента столкновения с водой пролетел 1 530 м. Время полета было 19 сек.

Всего на борту было 8 человек: 8 членов экипажа. Всего погибло 8 человек: 8 членов экипажа. Весь экипаж из восьми человек, в который входили шесть граждан Белоруссии, погиб.

Экипаж:

КВС Знак Константин,

второй пилот Нестеренко Юрий 1964 года рождения - выпускник Балашовского ВВАУЛ 1986г.,

штурман Николаев Александр,

бортинженер Поборуев Евгений,

бортрадист Маркевич Андрей,

бортоператор Лях Александр,

авиатехник Пулин Виктор,

бортинженер Перегуда Константин.
Семеро похоронены в Минске, один наземный инженер - в России.

Согласно выводам комиссии по расследованию катастрофы, причиной падения самолета стало уменьшение тяги двигателей в условиях резкого изменения температуры воздуха после того, как самолет оказался над водной поверхностью (ночью она выше над озером, чем над аэродромом), что в сочетании с большой взлетной массой самолета, высотой аэродрома над уровнем моря и возможным вертикальным порывом ветра привело к прекращению роста скорости и потере набранной им высоты.

Вероятная причина перегруз. Неофициальная версия – диверсия, борьба на рынке перевозок рыбы.


Источник: Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России
Авиакатастрофа Ил-76ТД авиакомпании Airline Transport в районе Мванзы. 2005

Количество просмотров - 765

Яндекс.Метрика
.