На военной службе

Родился 20 сентября 1913 г. в городе Лысьва Пермской области в семье ветеринарного фельдшера. В 1919 после смерти отца вместе с матерью переехал в Казань. Денег не хватало и мальчику приходилось подрабатывать пастухом. После окончания девяти классов в школе работал мотористом-электромонтером на кирпичном заводе «Строитель».
В 1931 г. пытался поступить в Московский техникум бортмехаников, но не прошел по конкурсу и вернулся в Казань. Поступает в Балашовскую авиационную школу, переводится на курс авиатехников и с отличием закончил школу. Оставлен работать в школе, но из-за болезни матери в 1934 возвращается в Казань. Здесь работает младшим авиатехником в Центральном аэроклубе и поступает в КАИ. Закончил курсы пилотов при аэроклубе в 1936 г. без отрыва от производства. В 1937 г. работал преподавателем в школе планерных техников. С 1939 г. работал старшим механиком в моторной лаборатории КАИ. В 1940 г. — летчик-инструктор летного отряда КАИ.
С 1941 г. — летчик-испытатель 5-го класса на авиазаводе №124 (г.Казань), пилот ЛТО (1942 г.), начальник ЛТО (1943 г.), командир транспортного ТБ-3. В 1947 г. закончил летный центр по подготовке командиров Ли-2 (г.Баку).
С марта 1953 г. — летчик-испытатель на авиазаводе №22 (г.Казань).
Погиб 18 января 1956 года в испытательном полете на Ту-16.
Самолет Ту-16 №6202917 готовился к вылету на полигон во Владимировку (ныне — Ахтубинск) для проведения бомбометания в ходе заводских испытаний. Самолет под пробку залили керосином — полет предстоял дальний. Зарядили боекомплектом пушки и подвесили бомбы в бомболюк. В последний момент командира экипажа — П.С.Яковлева сняли с планового полета для написания летной инструкции по Ту-16. Командиром экипажа был назначен 2-й пилот — Л.А.Черкасов, 2-м пилотом — М.Ю.Чавкин.
Вскоре после вылета около 10 часов утра самолет упал в Высокогорском районе, недалеко от Кощаковского зверосовхоза. После падения Ту-16 образовалась огромная воронка. От самолета отыскали отдельные части, а останков экипажа не нашли, только очень маленькие кусочки кожи и мяса — керосин «под пробку» и бомбы сделали свое дело.
Прошла зима, и случилось страшное — ребят пришлось хоронить дважды. Жители близлежащей деревни обратили внимание на то, что собаки стали очень часто бегать на место катастрофы. Приехав туда, они увидали собак, которые после таяния снега находили на поле прежде не обнаруженные останки экипажа. Позвонили в райцентр, оттуда — на завод. Пришлось собирать людей, вновь и вновь прочесывать трагическое место. Все, что удалось собрать, захоронили в братской могиле».
Комиссия не обнаружила технических причин катастрофы. Признали очень слабую подготовку экипажа. У Черкасова на момент гибели общий налет на Ту-16 составил всего 10 часов, а второй пилот Чавкин являлся недавним выпускником Школы летчиков-испытателей. Вывод комиссии: полная потеря пространственной ориентировки в облаках.
По мнению бывшего шеф-пилота КАПО им. С.П.Горбунова, заслуженного летчика-испытателя России М.Л.Ковбасенко «…мог быть частичный отказ авиагоризонта. При этом очень медленно отслеживается крен самолета, в три-пять раз медленнее, чем обычно. При развороте в облаках экипаж, стремясь создать тридцатиградусный крен для разворота, мог ввести крен более шестидесяти градусов, тогда как авиагоризонт показывал всего пятнадцать градусов. Да и экипаж, действительно, был молодой. Это мое предположение. ».
Жил в г.Казани. Похоронен на Арском кладбище (г.Казань).
Его именем названа улица в Авиастроительном районе Казани (посёлок Северный).




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 520

Яндекс.Метрика
.