Герой Советского Союза











На военной службе

Герой Советского Союза (4.06.1954; посмертно), лётчик-испытатель 1-го класса(1950), лауреат Ленинской премии (1957; посмертно), майор(1950) .
Родился 14 (1 — ст.ст.) января 1914 года в селе Вороньки Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне Чернухинского района Полтавской области, Украина). Украинец. В 1930 году окончил 6 классов школы, в 1932 году – школу ФЗУ в Харькове. До 1934 года работал слесарем на Харьковском паровозоремонтном заводе. В 1932 году окончил Харьковскую планерную школу Осоавиахима, до 1934 года был в ней планеристом-инструктором и начальником лётной части.
В 1937 году окончил Балашовскую школу лётчиков ГВФ, оставлен в ней лётчиком-инструктором.
В армии с сентября 1939 года. В 1939-1941 – лётчик-инструктор Балашовской военной авиационной школы лётчиков, в 1941-1943 – лётчик-инструктор Омской военной авиационной школы лётчиков.
В 1942-1943 годах одновременно с инструкторской работой проводил испытания серийных бомбардировщиков Ту-2 на авиазаводе №166 (город Омск).
С октября 1943 г. на летно-испытательной работе в ОКБ А.Н.Туполева. В 1949 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. Поднял в небо и провел испытания Ту-10 (19.05.1945), Ту-1 (21.05.1945), 77 (27.07.1947), Ту-80 (01.12.1949), «82» (24.03.1949), Ту-85 (09.01.1951). Испытывал Ту-4, Ту-16 и др.
12 ноября 1952 года летчик-испытатель А.Д.Перелет и его экипаж подняли в первый полет прототип стратегического бомбардировщика Ту-95/1. К середине мая опытный самолет успел выполнить 16 полетов с общим налетом около 21 часа.
Погиб 11 мая 1953 года в испытательном полете на Ту-95/1.
В полете возник пожар двигателя. Приказав всем членам экипажа (кроме бортинженера А.Ф.Чернова) покинуть аварийную машину, попытался потушить пожар и довести самолёт до аэродрома. Однако из-за перегорания тросов, ведущих от органов управления к элеронам на крыле, Ту-95 врезался в лес и взорвался.
Вот как об этом дне через 40 лет вспоминал старший военный представитель ВВС на заводе № 156 Гвардии инженер-подполковник С.Д.Агавельян. «11 мая 1953 года проводился очередной, 17-й испытательный полет, который закончился катастрофой. Самолет с полной заправкой вылетел в район г.Ногинска. На аэродроме в этот день находился сам А.Н.Туполев. Все шло нормально, с опытным самолетом поддерживалась постоянная радиосвязь, и вдруг в динамиках раздался сдержанный и, может быть, излишне спокойный голос А.Д.Перелета: «Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу. Буду садиться прямо с маршрута.» Две-три минуты ожидания и снова голос Перелета: «С пожаром справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас осталось километров сорок.» И затем, через какое-то время: «Двигатель оторвался. Горит крыло и гондола шасси. Дал команду экипажу покинуть самолет. Следите.» И все, только потрескивание и шумы в динамиках. Связь прервалась…» Первым пришло телефонное сообщение из ногинского отдела МГБ о том, что самолет упал северо-восточнее города и горит. А.Н.Туполев и С.Д.Агавельян срочно на автомобиле выехали в Ногинск на место катастрофы. За ними на нескольких машинах — работники ОКБ и ЖЛИ и ДБ. Непосредственно к месту катастрофы они добирались пешком через заболоченный лес, а для А.Н.Туполева достали лошадь. Когда вышли на место трагедии, перед всеми предстала страшная картина. Самолет, имея на борту несколько десятков тонн керосина, врезался в болотистый подлесок, взорвался и образовал воронку глубиной до 10 метров. На дне воронки догорали восемь огромных покрышек основных стоек шасси, наполняя воздух запахом сгоревшей резины. Рассыпавшись по лесу, экспедиция приступила к поискам оставшихся в живых и останков погибших. Нашли останки командира корабля и обмотанный парашютом труп штурмана. Прибежавшие из ближайшей деревни крестьяне сообщили, что там находятся 5 человек, приземлившихся на парашютах. Результаты катастрофы — четверо погибших, семеро спасшихся на парашютах и уничтоженная надежда советских стратегов — первый опытный самолет «95».
Погибли: командир корабля — А.Д.Перелет; штурман — С.С.Кириченко; бортинженер — А.Ф.Чернов; техник по виброиспытаниям из НИИСО — А.М.Большаков. Спаслись на парашютах: второй летчик — В.П.Морунов; бортрадист — Н.Ф.Майоров; ведущий инженер — Н.В.Лашкевич; помощник ведущего инженера — А.М.Тер-Акопян; бортэлектрик — И.Е.Комиссаров; бортмеханик — Л.Е.Борзенков; инженер ЛИИ — К.И.Вайман.
А вот что рассказал участник этого полета бортрадист Н.Ф.Майоров: «…Вылетев утром, мы выполнили задание по замеру расходов топлива. На последнем режиме максимальной тяги двигателей, на высоте 7300 м возник пожар третьего двигателя. Я через верхний блистер наблюдал за поведением машины. Услышав сильный щелчок, увидел отверстие в передней верхней части капота третьего двигателя и небольшое пламя, бьющее из него. Я доложил командиру. Двигатель немедленно был выключен, винты зафлюгированы. Включили пожаротушение. Пожар продолжался, отвалились части самолета. Стало ясно, что нормально посадить самолет не удастся. Снижаясь до высоты 5000 м, Перелет отвел горящий самолет от густонаселенного района к лесному массиву и приказал всем, кроме бортинженера Чернова, покинуть самолет. Я все ждал. Заглянув вниз, в кабину, я увидел спокойно сидящего командира. Я понял, что он намерен сажать самолет аварийно. На высоте 3000 м я покинул самолет и занялся снижением. Я спускался на парашюте и только увидел, как появился какой-то сильный пожар и возник столб дыма… »
Ведущий инженер Н.В.Лашкевич, спускаясь на парашюте, видел, как отделился от самолета горящий третий двигатель, винты четвертого двигателя встали во флюгерное положение и самолет, завалившись в крутую спираль, почти вертикально пошел к земле. Во взорвавшемся самолете погибли А.Д.Перелет и А.Ф.Чернов, до последнего момента пытавшиеся спасти опытную машину. Штурман С.С.Кириченко покинул самолет, но его вместе с парашютом накрыло ударной волной и пламенем от взрыва. А.М.Большаков покинул самолет, забыв в суматохе надеть парашют, на котором он сидел, но говорили, что он и не умел им пользоваться. Остальные сумели спастись.
Требовалось найти причину катастрофы, чтобы подобное не повторилось на втором летном экземпляре с двигателями ТВ-12, находившемся в постройке. Была создана Правительственная комиссия под председательством Министра авиационной промышленности М.В.Хруничева. Были задействованы подразделения МГБ, ВВС, Генерального штаба, КПСС, Совета Министров СССР и многих других организаций. На месте катастрофы один из солдат, откапывавший мотогондолу третьего двигателя, нашел крупный обломок шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф. Его передали для исследований в ЦИАМ. Крупнейший специалист по прочности авиационных материалов Р.С.Кинасошвили определил по структуре излома шестерни, что разрушение носит явно усталостный характер, однако члены комиссии не соглашались с подобным заключением, так как шестерня в составе двигателя наработала всего лишь 10 часов. Двигателисты настаивали на том, что шестерня сломалась от удара и что причина катастрофы — разрушение моторамы. Над А.Н.Туполевым сгущались тучи… Но когда были подняты дела №34 и №35 ОТК ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецова) оказалось, что на 30-м и 40-м часах работы двигателей 2ТВ-2Ф на стендовых испытаниях имело место разрушения шестерен редукторов с пожаром в испытательных боксах.
Жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом героизм и мужество лётчику-испытателю майору Перелёту присвоено 4 июня 1954 года звание Героя Советского Союза посмертно. Награждён 2 орденами Ленина (25.07.1949; 4.06.1954, посмертно), 3 орденами Красного Знамени (19.08.1944; 8.08.1947; 31.07.1948), 2 орденами Красной Звезды (23.11.1942; 21.08.1953, посмертно), медалями.
Его именем названы улицы в городах Омск и Раменское (Московская область), а также Вороньковская средняя школа. На здании Балашовского лётно-технического училища Гражданской авиации установлена мемориальная доска.




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 587

Яндекс.Метрика
.