В запасе

Родился 17 августа 1965 года в городе Бердичев Житомирской области Украинской ССР. Из семьи офицера. Русский. Жил в городе Таллин Эстонской ССР, здесь окончил среднюю школу.

После окончания средней школы поступал в авиационное училище, но был «забракован» медицинской комиссией. Поступил в Таллинский политехнический институт, одновременно учился в Таллинском аэроклубе. На следующий год вновь предпринял попытку поступить в авиационное училище, на этот раз заключение медицинской комиссии было абсолютно положительным.

В Вооружённых Силах СССР - с 1983 года. В 1987 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Проходил службу в частях военно-транспортной авиации в Кировабаде, Таганроге, Укурее (Забайкалье), Сеща (Брянская область), Кречевицы (Новгородская область), Оренбурге, Твери и Иваново. В совершенстве освоил несколько типов самолетов (Ан-26, Ил-76). Участник боевых действий по восстановлению конституционного порядка в разных «горячих точках». В 1999 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

21 июня 2000 года заместитель командира авиационной эскадрильи подполковник Андрей Зеленко выполнял на Ил-76 рейс по маршруту Махачкала-Астрахань-Новосибирск. На борту находилось 220 дагестанских призывников и усиленный экипаж (12 человек). Во время полёта аппаратура выдала сигнал о неполадках в работе некоторых систем самолета. Буквально через несколько минут одна за другой вышли почти все системы управления и датчики - отказ насосов подачи топлива из баков левого крыла, отказ гидросистемы, отказ управления механизацией, отказ шасси. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник крен самолета, который со временем усиливался. В этих условиях командир экипажа сумел развернуть самолет к ближайшему аэродрому и около 30 минут вёл почти неуправляемую машину. За это время возник пожар двигателей левого крыла, отказала система торможения в воздухе.

В этих условиях благодаря своему высочайшему лётному мастерству командир сумел выполнить заход на посадку. Несмотря на то, что взлётно-посадочная полоса была короче, чем требуется для самолетов такого класса, а самолёт из-за отказа систем торможения садился со скоростью, в несколько раз превышающей допустимую, Андрей Зеленко ювелирно посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь большее время для торможения на земле. При этом он принял меры для предотвращения паники среды призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолета, распределил силы экипажа и еще до посадки произвел открытие люков на выходах из самолета.

Пылающий самолёт с бешеной скоростью прогремел по полосе, выкатился за ее окончание, и уже в степи у него подломилась передняя стойка. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко успел лично осмотреть самолёт и убедиться, что никого в нём не осталось. Сам он покинул самолёт последним, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как огромный лайнер с несколькими тоннами горючего на борту взорвался. Благодаря героизму и мастерству командира экипажа все 232 человека на борту самолета остались живы. Более того, ни один человек не получил никаких травм. Причиной аварии стало короткое замыкание в одном из силовых кабелей отлетавшего все мыслимые сроки ИЛа.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, указом Президента Российской Федерации № 1534 от 19 августа 2000 года подполковнику Зеленко Андрею Жанновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Этим же указом все члены основного экипажа были награждены орденами Мужества, а члены резервного экипажа - медалями Нестерова.

Продолжил службу в Военно-Воздушных Силах Российской Федерации. В августе 2003 года был назначен командиром 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (город Оренбург) По итогам 2004 года полк был признан лучшим среди полков ВТА ВВС. В сентябре 2005 года назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (город Тверь). С апреля 2007 года - командир 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП ПЛС) военно-транспортной авиации (ВТА) РФ в городе Иваново. С 2009 года полковник Зеленко А.Ж. – в запасе.

Живёт в городе Оренбурге. Работал в ФГУП «Оренбургские авиалинии» инженером по контролю лётной эксплуатации. С 1 апреля 2013 года - военный комиссар Оренбургской области.

Награждён медалями.

Военный лётчик 1 класса.
Страница в Одноклассниках




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 1615

Яндекс.Метрика
.