герой Советского Союза













Титлов Михаил Алексеевич - командир авиационного отряда Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути Министерства морского флота СССР, младший лейтенант запаса.

Родился 21 февраля 1913 года в городе Моршанске Тамбовской губернии, ныне Тамбовской области, в крестьянской семье. Русский. С детства жил с семьей в Москве.

Окончил 8 классов школы и 2 курса механического техникума в Москве. Работал в кустарной артели, токарем на заводе, участвовал в строительстве Московского метрополитена. В сентябре 1933 года по комсомольской путёвке направлен на учёбу в гражданскую авиацию, в 1936 году окончил Балашовскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Работал пилотом в Хабаровском авиационном предприятии Дальневосточного управления ГВФ.

В Красной Армии с ноября 1941 года. Служил командиром экипажа 12-й особой авиагруппы ГВД, перегонявшей бомбардировщики с авиазавода в Иркутске в Москву. С ноября 1942 года - командир корабля Красноярской воздушной трассы, перегонял через Сибирь с Аляски самолёты США. С 1943 года - участник Великой Отечественной войны, командир корабля особой группы Ставки Верховного Главнокомандования при Беломорской военной флотилии Северного флота. Вёл ледовую разведку, поиск немецких подводных лодок, спасение экипажей потопленных судов и разбившихся самолётов. В октябре-ноябре 1943 года в сложных погодных условиях вёл ледовую разведку и обеспечил вывод из Карского моря в Архангельск отряда ледоколов. Тогда же первым стал производить беспосадочные перелёты по марштуру Архангельск-Диксон, проводя в воздухе по 16-18 часов. В 1944 году выполнил важное правительственное задание по перегону группы гидросамолётов южным маршрутом (США-Южная Америка-Африка-Кавказ). Член ВКП(б)/КПСС в 1942-1991 годах.

После войны продолжал службу в Арктике. Совершил выдающийся полёт с 29 сентября по 2 октября 1945 года по маршруту Москва-Архангельск-Андерма-Дудинка-Мыс Челюскина-Северная Земля-Северный полюс-Новосибирские острова-устье реки Индигирки. При полёте над Карским морем 13 декабря 1946 года из-за отказа моторов трофейного немецкого самолёта в условиях полярной ночи совершил ювелирную посадку на лёд, спас экипаж и пассажиров. Провёл 16 суток на льду до своей эвакуации.

С марта 1947 года младший лейтенант М.А. Титков - в запасе. Продолжил работу в Управлении Полярной авиации Главсевморпути, стал одним из наиболее выдающихся советских полярных лётчиков. Участник Высокоширотнох воздушных экспедиций «Север-2» (1948), «Север-4» (1949). Обеспечивал воздушные мосты с дрейфующими станциями «Северный полюс-2», «Северный полюс-3», «Северный полюс-4», «Северный полюс-5», «Северный полюс-6». Неоднократно проявлял выдающееся мужество и героизм. Так, 25 октября 1950 года при приближении самолёта к станции «Северный полюс-2» он получил сообщение, что подвижками льда напополам разломило 800-метровую ледовую взлетно-посадочную полосу. Тем не менее Титлов и командир второго экипажа мастерки посадили свои самолёты на обломок полосы. При взлете Титлов взлетел благополучно, а второй самолёт потерпел аварию. Получив об этом сообщение, он развернул свою машину, вторично произвёл посадку, забрал раненых членов экипажа второго самолёта и вновь взлетел. Всё это происходило при непрерывных подвижках льда! Более того, когда он доставил раненых на Большую Землю, оказалось, что одному из раненых нужна срочная операция, после чего М.А. Титлов немедленно вылетел в ним в ближайший посёлок (около 500 километров), где имелась больница. Всего в эти сутки он налетал более 22 часов!

За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру авиационного отряда полярной авиации младшему лейтенанту запаса Титлову Михаилу Алексеевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжал летать в Арктике. В марте 1962 года полностью разломало льдину с дрейфующей станцией «Северный полюс-8». Только за несколько сот километров удалось найти подходящую льдину для посадки тяжелого самолёта. Оттуда на лёгком «Ан-2» М.А. Титлов выполнил подряд один за другим 9 рейсов на погибавшую станцию, где сажал машину буквально на крошево льда, и вывез всех полярников до единого. Поскольку за этот подвиг в мирное время присваивать лётчику звание дважды Героя Советского Союза посчитали черезчур высокой наградой, он был награждён орденом Ленина. На следующий год вопреки запрету метеорологов вылетел на полярную станцию «Северный полюс-9» на самолёте «Ил-14» и вывез с ней тяжело больного полярника, которому требовалась срочная операция. Всего за двадцать лет работы в Арктике М.А. Титлов провёл в небе около 10.000 часов, налетав три миллиона километров.

Жил в городе-герое Москве. Умер 27 июля 1998 года. Похоронен в Москве на кладбище "Горбрус".

Награждён тремя орденами Ленина (1945, 1955, 1962), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (20.06.1944) степеней, Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией".

Почётный полярник. Экспозиция, посвящённая его жизни и деятельности, размещена в краеведческом музее в городе Моршанске Тамбовской области.




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 597

Яндекс.Метрика
.