из книги "В глубине неба".
Воспоминания военных летчиков и пилотов Аэрофлота – выпускников Балашовского военного авиационного училища летчиков.

Редакционно-авторский коллектив:
Баранов В.М., А.Н.Бодрихин, Дейнекин П.С., Моряков С.В., Овчаров В.Д., Степанов В.А.



ХРОНИКИ

Балашовского училища


Приступая к этому разделу книги,* мы, составители, особенно обостренно чувствуем свою ответственность перед читателем. И перед тем, который, может быть, хочет лишь бегло познакомиться с тем, с чего начинался и каким был путь военного учебного заведения. И перед таким читателем, который будет пристрастным взглядом искать, как на истории училища отражалась история нашей страны.

В начале 30-х годов прошлого века Всесоюзное общество ГВФ создает в Балашове Объединенную школу пилотов и авиатехников. У нее – номер 3. Надо полагать, что предыдущие две и последующие, если они были, формировались по схожей схеме.

А схема такая.

*Главными источниками сведений для нас были приказы, директивы и другие официальные документы. Среди последних особое значение имеет Исторический формуляр училища, включая третий его раздел “Боевая подготовка части”.

По счастью, не мы первые задались целью систематизировать сведения о Балашовском училище. В 1993 г. в типографии Балашовского ВВАУЛ напечатана «История училища», подготовленная авторским коллективом (В.П. Акимов, И.Т. Вдовенко, Н.М. Диденко, Я.М. Маринин, Н.Ф. Саранчин, В.П. Чеклин). К 60-летнему юбилею училища вышла в свет работа «Страницы былого и настоящего…» (Изд. «Николаев»: Балашов, 2004 – 64 стр.). Общую редакцию осуществлял выпускник училища 1979 г. – полковник В.Н. Соколенко, начальник Балашовского учебного авиационного центра. Авторский коллектив возглавил полковник Ю.А. Жуков.

Исторические очерки не дают ни малейшего повода усомниться в достоверности приводимых в них сведений. С чувством искреннего уважения и благодарности мы опираемся на результаты этих ответственных исследований.

1931 год

В 1931 г. из резерва РККА для обучения студентов школы прибыло 11 летчиков и техников. В феврале 1932-го «студентов» переименовывают в «курсантов». В школе образуются батальоны, роты, взводы. Дисциплины преподают по программам школ ВВС РККА. Командно-строевой состав – по-прежнему из резерва Красной армии.


1939 год

В июле 1939-го 3-я авиашкола переименовывается в Балашовское летное училище ГВФ. А в сентябре того же года оно передается в состав ВВС РККА (основание: приказ НКО СССР № 0134 от 17 августа 1939 г.). На этой базе формируется военная авиашкола.


1940 год

После зимних теоретических занятий ее курсанты в апреле 1940 г. приступили к летному обучению на шести аэродромах. В октябре состоялся первый выпуск военных летчиков с присвоением звания «лейтенант». (с конца 1940 года выпускники расставались со школой сержантами – согласно новому Положению о прохождении службы летно-технического состава ВВС КА).

1941 год

В год начала войны Балашовская военная авиашкола была способна готовить летчиков в масштабах, позволявших формировать на своей базе и отправлять на фронт авиационные полки. В ноябре 1941 г. ушел на фронт 621-й, а в декабре – 620-й авиаполк.


1942 год

Авиашкола начала готовить летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.

В связи с приближением линии фронта к Воронежу личный состав все чаще привлекался к обезвреживанию фашистских диверсантов, забрасываемых в Балашовский и соседние районы, а также к ликвидации последствий бомбардировок аэродромов.

В сентябре по решению Верховного Главнокомандования школа перебазирована в г. Славгород Алтайского края. (Впоследствии объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков АДД, а в июле 1946 г. – расформирована).


1943 год

1 августа в Балашове на базе ВАШП, эвакуированной в Славгород, формируется 2-я ВАШПО. С 1 сентября она приступила к подготовке курсантов на самолете УТ-2 со сроком обучения 7 месяцев. (К 15 апреля 1944 г. передислоцирована в г. Ртищево, в июле 1945 г. расформирована).


1944 год

С 13 марта по 15 июля 1944 г. формировалась 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов. Основание: постановление ГКО (Государственного Комитета Обороны) № 4828сс от 22 декабря 1943 г.

Основными кадрами для школы были:

летный состав – из Энгельсского училища, Молотовской, Кировабадской авиашкол и Омских курсов усовершенствования;

преподавательский состав – из Энгельсской, Ворошиловградской, 3-й Чкаловской и Тамбовской авиашкол;

технический состав – из Вольской авиашколы;

курсантский состав – из Энгельсской, Молотовской, 3-й Чкаловской и Иссиль-Кульской авиашкол.

Важнейшим событием в боевой подготовке было то, что уже в году образования школа выпустила 47 летчиков. Из них 31 – на самолете Пе-2 и 16 – на самолете СБ. Последние оставлены в школе в качестве инструкторов для дальнейшего обучения курсантов.

Помимо того постоянный инструкторский состав пополнился вводом в строй на самолете Пе-2 – 17 человек, на СБ – 19 человек.


1945 год

С 1 октября 1945 г. школа переименована во «2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС Красной Армии». Основание: директива Генерального штаба КА № ОРГ/1/85822 от 25 июля 1945 г.

За год подготовлено и выпущено на самолете Пе-2 94 летчика. Из них по первому разряду – 18, по второму – 15, по третьему – 61 человек.

В строй постоянного инструкторского состава введено на самолете Пе-2 – 15, на самолете СБ – 9 человек.


1946 год

Подготовлено и выпущено на самолете Пе-2 68 летчиков. Из них по первому разряду – 12, по второму – 11, по третьему – 45 человек.

Пополнялся постоянный инструкторский состав. На самолете Пе-2 введено в строй 30, на самолете СБ – 16 человек.


1947 год

23 мая 1947 г. училищу присвоено условное наименование – «Полевая почта 74362». Основание: директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР № 481173 от 25 апреля 1947 г.

В соответствии с приказом МВС СССР № 059 от 4 сентября 1947 г. название училища изменено на «Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС ВС».

10 октября того же года училище выведено из состава Военно-воздушных сил ВС СССР и передано в состав Дальней авиации ВС СССР – на основании директивы Генерального штаба ВС СССР № ОРГ/5/465216 и приемо-сдаточного акта № 1/001237 от 11 октября 1947 г.

20 ноября – во исполнение приказа МВС СССР № 066 от 30 сентября 1947 г. и директивы Начальника штаба Дальней авиации № 1092932 от 22 октября 1947 г. – изменено и условное наименование на «Войсковая часть 74362».

В ходе боевой подготовки в этом году на самолете Пе-2 выпущено 119 летчиков, в том числе по первому разряду – 37, по второму – 57, по третьему – 25 человек.


1948 год

5 января еще раз претерпело изменение название училища: оно стало именоваться «Балашовским военным авиационным училищем летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации ВС СССР». Это предписывалось директивой Начальника штаба ДА ВС СССР № 1093436сс от 27/29 декабря 1947 г.

В дальнейшем директивными указаниями той же инстанции с 1 апреля 1948 г. училище переведено на штат четырехполкового состава. Учебным авиационным полкам училища присваивались:

первому – на самолетах Ил-4 с дислокацией на аэродроме Балашов – номер 606 и условное наименование «Войсковая часть 78474»;

второму – на самолетах УТ-2 и УТБ-2, дислоцируемому на аэродроме Ртищево, - номер 607 и условное наименование «Войсковая часть 55111»;

третьему – на самолетах Ил-4, аэродром Петровск – номер 608 и условное наименование «Войсковая часть 40939»;

четвертому – на самолетах УТ-2, формируемому на аэродроме Балашов, - присваивался номер 612 и условное наименование «Войсковая часть 55160».

За год подготовлено и выпущено на самолетах Ил-4 – 81, на самолетах УТБ-2 – 15 летчиков. Из них: с отличием – 10 человек, по первому разряду – 6, по второму – 68, по третьему – 12 человек.

В годовом отчете училища говорится также, что 208 курсантов подготовлены к выпуску в следующем году. Большая часть из них осваивала по две машины – УТ-2 и Як-18 или УСБ, остальные – только УТ-2.


1949 год

10 августа Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации ВС СССР перешло на новое штатное расписание, в соответствии с которым численность военнослужащих достигла 5341 человека, вольнонаемных – 800 человек. Основание: директива Генерального штаба ВС Союза ССР № ОРГ/5/112701 от 7 июля 1949 г. и конкретизирующие этот документ директивы Главного штаба ВВС и штаба Дальней авиации.

В состав училища введен пятый полк. Новому учебному авиационному полку – на двухмоторных самолетах с дислокацией на аэродроме Ртищево – присвоен номер 666 и условное наименование «Войсковая часть 06807».

План подготовки летных кадров училище выполнило: выпустило 229 летчиков. Закончили полный цикл обучения на самолете Ил-4 171 человек, на УТБ-2 – 39, на Ли-2 – 19 летчиков.


1950 год

В январе при Балашовском военном авиационном училище летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации СА организованы курсы по подготовке командиров кораблей Ли-2 из состава летчиков ДА, успешно налетавших в «специальной группе» и в 226 авиационной дивизии более 500 часов. Курсы организованы на базе 606-го учебного авиационного полка. Основание: приказы Главнокомандующего ВВС СА № 007 от 9 января и Командующего ДА № 08 от 17 января 1950 г.

Выпущен 441 летчик..

По типам самолетов подготовлено: на Ил-4 – 130, на Ли-2 – 243, на УТБ-2 – 68 летчиков.


1951 год

607-й учебный авиационный полк (на самолетах Як-18) передислоцирован из Ртищево в Сердобск (на основании директивы Генерального штаба СА № 645387 от 10 февраля 1951 г.).

Организованные при училище курсы по подготовке командиров кораблей Ли-2 из состава летчиков ДА на базе 606 учебного авиационного полка расформированы в марте 1951 г. Основания: директивы начальника Генерального штаба СА № ОРГ/5/671951 от 28 февраля 1951 г. и штаба ДА № 1162857сс от 22-23 марта 1951 г.

План подготовки летных кадров для Дальней авиации училище выполнило полностью: выпущено 717 летчиков на самолете Ли-2 (в Балашове, Ртищево, Петровске).


1952 год

Как следует из доклада по учебно-боевой подготовке за этот год, задача подготовки летных кадров для Дальней авиации выполнена полностью. Училище подготовило и выпустило 638 летчиков.


1953 год

В мае училище передано из состава Дальней авиации в состав ВВС Приволжского военного округа на основании приказа по ВВС СА № 00203 от 5 мая 1953 г.

Произведено сокращение по одной авиаэскадрильи во всех учебных авиационных полках и расформирован 896 авиационно-технический батальон, обслуживавший 612 УАП. Основания: директивы Генерального штаба СА № ОРГ/5/569585 от 24 апреля и № ОРГ/3/572146 от 6 августа 1953 г.

В том же году в училище приступили к формированию отделения по подготовке воздушных стрелков-радистов – согласно директиве штаба ВВС СА № 1143153 от 21 ноября 1953 г.


1954 год

Училище передано из состава Приволжского в состав Воронежского военного округа. (Директива Генерального штаба СА № ОРГ/6/61558 от 14 января и приказ по ВоВО № 0012 от 23 января 1954 г.).

Расформирован 608 учебный авиационный полк, дислоцируемый в г. Петровске. (Директивы Генерального штаба СА № ОРГ/3/576389 от 26 декабря 1953 г. и штаба ПриВО № ОМО/1/2174сс18 января 1954 г.).

В соответствии с теми же директивами расформирован 898 авиационно-технический батальон в г. Петровске, обслуживавший 608 УАП.

Училище переведено на новое штатное расписание и получило новое наименование – «Балашовское военное авиационное училище». Основания: директивы Генерального штаба СА № ОРГ/3/65166 от 5 июня, № ОРГ/3/65976 от 12 июля 1954 г., приказ по ВоВО № 0050 от 20 июля 1954 г.

На тех же основаниях:

расформирован 607 учебный авиационный полк;

передислоцирован 895 батальон аэродромно-технического обеспечения из г. Сердобска в г. Балашов для обслуживания 612 учебного авиационного полка;

612 учебно-авиационный полк из трехэскадрильного переведен на пятиэскадрильный состав.

Расформировано отделение по подготовке воздушных стрелков-радистов. (Директива Генерального штаба СА № ОРГ/3/68739 от 26 ноября 1954 г.).


1955 год

В штат учебных авиаполков введена должность второго заместителя командира учебного авиационного полка – по летной подготовке. Основания: директивы Министра обороны СССР № 45540 от 4 августа, Главного штаба ВВС № 977983 от 13 августа и ВоВО № 35/726 от 8 сентября 1955 г.

Из штата училища исключены заместители командиров подразделений по политической части. Основания: директивы Министра обороны СССР № 011 от 26 августа и штаба ВВС ВоВО № 35/863 от 22 октября 1955 г.

Расформирован теоретический батальон курсантов. Курсанты переведены в учебный полк легких самолетов. Основания: директивы Главного штаба ВВС № 978535 от 4 октября, штаба ВВС ВоВО № 35/870 от 25 октября 1955 г.

Для подготовки специалистов связи в штат училища введено два учебных взвода. Основания: директивы Главного штаба ВВС № 978710 от 17-25 октября и штаба ВВС ВоВО № 35/908 от 9 ноября 1955 г.

В штат училища включены пожарные команды. Основание: директива Главного штаба ВВС № 978628 от 18 октября 1955 г.

В штате училища содержатся в некомплекте 25 офицеров и 120 сержантов и солдат. Основания: директива Главнокомандующего ВВС № 978343 от 27 сентября 1955 г. и приказы по ВВС ВоВО №№ 00210 и 00233.


1956 год

При училище организовано специальное отделение по подготовке летчиков, штурманов, бортовых механиков, воздушных радистов и других авиационных специалистов для Демократической Республики Вьетнам. Основания: директивы Генерального штаба СА № ОРГ/7/137825 от 29 февраля и Главного штаба ВВС № 520559 от 9 апреля 1956 г.

Внесено частичное изменение в штат училища по замене рядового и сержантского состава на должности рабочих и служащих. (Директива Министра обороны СССР № ОРГ/4/31477 от 4 апреля 1956 г.).

Проведено сокращение должностей сверхсрочнослужащих. (Директива Генерального штаба СА № ОРГ/2/40029 от 21 июня 1956 г.).

В штат училища включены резервные летчики-инструкторы в количестве 22 человек. (Директивы Генерального штаба СА № ОРГ/4/40830 от 23 октября и штаба ВВС ВоВО № 35/979 от 29 ноября 1956 г.).


1957 год

Училище в полном составе передано из Воронежского военного округа в состав ВВС Приволжского военного округа. Основания: директивы Генерального штаба СА № ОРГ/1/64600 от 25 ноября и командующего ПриВО № ОМУ/3553 от 9 декабря 1957 г.


1958 год

Организованное при училище специальное отделение по обучению военнослужащих Демократической Республики Вьетнам программу завершило и передано для дальнейшего обучения полетам в сложных метеоусловиях днем и ночью на Первые Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС (г. Липецк). Основания: директивы Генерального штаба СА № 5/118396 от 18 марта и Главного штаба ВВС № 305483 от 9 мая 1958 г.

В штат учебных авиационных полков училища введена должность первого заместителя командира полка. (Директивы Главнокомандующего ВВС № 305081 от 11 марта и штаба ВВС ПриВО № ОРГ/0903 от 5 апреля 1958 г.).

В этом году начали поступать самолеты Ил-14, которыми вооружался 606-й учебный авиационный полк (г. Балашов).


1959 год

В целях обеспечения задач по переучиванию летного состава 612 учебного авиационного полка на самолеты Ли-2 в штат училища внесены изменения. Из штата этого полка исключены: 21 человек летного состава, 33 – технического, 11 человек других специальностей. Введены в штат: летного состава штурманов – 14, воздушных стрелков-радистов – 23, техников авиационных бортовых – 20, других специалистов – 8 человек. Основания: директивы Главного штаба ВВС № 340560 от 27 марта и штаба ВВС ПриВО № ОРГ/01046 от 18 апреля 1959 г.

В апреле 606 учебный авиационный полк приступил к переучиванию и перевооружению с самолета Ли-2 на самолет Ил-14 – с целью выпуска летчиков на последней машине уже в 1959 г. Основания: директивы Главного штаба ВВС № 348401 от 18 марта и штаба ВВС ПриВО № Г/0814 от 26 марта 1959 г.

С 1 октября 1959 г. училище преобразовано в высшее военное авиационное училище и получило наименование «Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (Войсковая часть 74362)». Основания: приказ Министра обороны СССР № 0038 от 25 мая, директивы Главного штаба ВВС № 341204 от 26 июня и штаба ВВС ПриВО № ОРГ/001865 от 11 июля 1959 г. Впервые проведены вступительные конкурсные экзамены. Первый курс комплектовался гражданскими молодыми людьми и курсантами Каменской ВАУПОЛ.


1960 год

Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков в мае-июле перешло на новое штатное расписание с численностью: 922 офицера, 2863 солдат, сержантов и старшин, 738 рабочих и служащих. Основания: директивы Министра обороны СССР №№ ОРГ/4/60690 от 16 марта и ОРГ/4/60779 от 11 апреля; Главнокомандующего ВВС № 321464 от 19 апреля; командующего ВВС ПриВО № ОРГ/001024 от 18 мая 1960 г.

161 курсант третьего курса досрочно выпущен из училища с присвоением воинского звания «лейтенант» и уволен в запас – по приказу Министра обороны СССР № 0748 от 26 мая 1960 г.

171 курсант второго курса досрочно выпущен из училища с присвоением воинского звания «младший лейтенант» и уволен в запас – по приказу Министра обороны СССР № 0817 от 7 июня 1960 г.

С 30 мая 1960 г. 478 учебный авиационный полк и 955 батальон аэродромно-технического обеспечения Борисоглебского военного авиационного училища приняты в состав Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков. (Акт приема инв. № 896 – архив, приказ по БВВАУЛ № 031 от 31 мая 1960 г.). Формируется учебный полк на самолетах Ил-12, комплектуемый летным и техническим составом из Балашовского, Борисоглебского и Оренбургского училищ. Формирование и обучение личного состава проводилось в лагерных условиях на аэродроме Родничок. В августе полк перебазировался в Борисоглебск.

Одновременно учебный полк в Ртищево перевооружался с Ли-2 на легкие самолеты. С 10 июня 666 учебный авиационный полк переведен на штат полка самолетов Як-18А и 899 бато – на штат батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка самолетов Як-18А с дислокацией в г. Ртищево. (Приказ по БВВАУЛ № 035 от 10 июня 1960 г.).

С 15 июня 606 учебный авиационный полк переведен на штат учебного авиаполка самолетов Ил-14 и 897 бато – на штат батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка самолетов Ил-14 с дислокацией в г. Балашов. (Приказ по БВВАУЛ № 037 от 14 июня 1960 г.).

15 июня сформирован ДАРМ училища, расформирован СВАРМ. (Приказ по БВВАУЛ № 038 от 14 июня 1960 г.).

С 1 июля 612 учебный авиаполк расформирован. Личный состав и самолеты Як-18А переданы на укомплектование 666 уап. (Приказ по БВВАУЛ № 044 от 29 июня 1960 г.).

С 1 июля 478 уап переведен на штат учебного авиационного полка самолетов Ил-12. 955 бато переведен на штат батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка самолетов Ил-12 с дислокацией в г. Борисоглебск. (Приказ по БВВАУЛ № 047 от 3 июня 1960 г.). С 25 июля 895 батальон аэродромно-технического обеспечения расформирован. (Приказ по БВВАУЛ № 060 от 25 июля 1960 г.).

С 28 августа при 478 учебном авиаполку создан филиал учебно-летного отдела. (Приказ по БВВАУЛ № 068 от 27 августа 1960 г.).

В 1960 г. произведены существенные изменения по штату 20/926, на который училище в полном составе переведено с 26 июля. Так, из штата исключен 281 и включены 756 сверхсрочнослужащих. Исключены: из 666 учебного авиационного полка – помощники командиров полка и эскадрилий по строевой подготовке и 140 курсантов, из УЛО – 7 служащих; включено: в УЛО – отделение вечерне-заочного обучения, в КТО – 3 командира взвода курсантов и 140 курсантов. На основании постановления 1У сессии Верховного Совета СССР от 15 января 1960 г. из училища уволено в запас и отставку 260 офицеров, демобилизовано 766 солдат и сержантов. На укомплектование училища прибыло из других частей ВВС СА 580 офицеров и 1682 солдат и сержантов. Из состава училища переназначено в соответствии с новым штатом 1 генерал и 348 офицеров. Основания: приказ Министра обороны СССР № 0202 от 29 июля 1960 г., директивы Главного штаба ВВС № 322996 от 16 ноября 1960 г. и № 323103 от 6 декабря 1960 г., директивы штаба ВВС ПриВО №№ ОРГ/02501 от 3 декабря и ОРГ/02671 от 22 декабря 1960 г., другие распорядительные документы.


1961 год

В штат Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков введены должности секретарей парткомов (УЛО, 606, 666, 478 учебные авиационные полки) и секретарей комитетов ВЛКСМ (УЛО, 606, 666, 478 полки, 897, 899, 955 батальоны аэродромно-техническогоо обеспечения) вместо секретарей партийных и комсомольских организаций. (Постановление Президиума ЦК КПСС от 18 августа 1960 г., директивы Генерального штаба СА № ОРГ/2/61800 от 3 декабря 1960 г. и Главного штаба ВВС № 375106 от 30 декабря 1960 г.).

Включены в штат 36 летчиков-инструкторов вторых экипажей, формируемых за счет содержания в некомплекте 125 курсантов выпускного курса сроком до 30 декабря 1961 г. (Директивы Генерального штаба СА № ОРГ/4/60776 от 3 марта 1961 г. и Главного штаба ВВС № 375521 от 13 марта 1961 г.).

В целях создания лучших условий для деятельности училища в вопросах комплектования гражданскими специалистами и связей с учебными и научно-исследовательскими учреждениями страны с 20 апреля с БВВАУЛ снято условное наименование «Войсковая часть 74362». Основания: директивы Генерального штаба СА № ОРГ/4/60871 от 24 марта 1961 г. и Главного штаба ВВС № 375626 от 3 апреля 1961 г.

Для обеспечения ночных полетов с курсантами и летным инструкторским составом в штат 606 учебного авиационного полка введена радиотехническая станция ближней навигации РСБН-2 – согласно директиве Главного штаба ВВС № 375715 от 4 апреля 1961 г.

25 мая расформировано стрелковое отделение охраны (численностью 5 человек) особого отдела КГБ при БВВАУЛ. (Директива Главного штаба ВВС № 375715 от 4 апреля 1961 г.).

Исключено из штата училища (606 уап) 5 летчиков-инструкторов вторых экипажей. (Директива Главного штаба ВВС № 375802 от 26 апреля 1961 г.).

В целях организации и проведения работы по психологическому отбору курсантов в летные вузы и для обеспечения выполнения по психологии и педагогике с 1 июня включена в штат должность преподавателя авиамедицины и психологии – начальника кабинета (за счет сокращения одной должности преподавателя конструкции и эксплуатации авиационной техники). Основание: директива Главного штаба ВВС № 375874 от 6 мая 1961 г.

Исключены из штата БВВАУЛ военно-научный и редакционно-издательский отделы, отделения строевое и кадров, строевые отделения и кадров полков в полном составе. А также должности: помощника начальника училища по строевой части, заместителя начальника штаба училища, заместителя начальника тыла по политчасти, начальника методического кабинета, начальника КАМ, начальников цехов СВАРМ, начальника КЭО тыла и бато, заместителя начальника штаба тыла, командиров взводов АТР, коменданта училища – всего 33 должности.

Включены в штат училища отделение кадров и строевое в составе 4-х офицеров и 7 служащих СА и должности помощников начальников штабов полков по строевой части и кадрам, помощника начальника тыла училища.

Основания: приказ Министра обороны СССР № 00186 1960 г., директива Генерального штаба СА № ОРГ/2/60927 от 3 апреля 1961 г., Главного штаба ВВС № 376651 от 1 сентября 1961 г.


1962 год

Впервые предстояло начать обучение полетам ночью на самолетах Як-18У. В этом и последующих годах такие полеты с курсантами второго курса производилось на аэродромах Балашов, Ртищево, Сердобск, Борисоглебск.


1963 год

Состоялся первый в истории училища выпуск летчиков с высшим образованием.

В деятельности училища все более заметное место занимает военно-научная работа. К подготовке и проведению военно-научных конференций активно привлекались курсанты, что способствовало развитию их творческого мышления, усвоению методических навыков в исследовательской работе, а в конечном счете – и повышению успеваемости.


1964 год

Проводилась подготовка к обучению, а потом началось и само обучение полетам на новом типе транспортного самолета Ан-24. К началу следующего года эта задача ставилась как программная для курсантов четвертого курса.


1965 год

Перед преподавателями учебно-летного отдела и личным составом двух учебных полков поставлена задача начать подготовку к обучению курсантов второго курса на реактивном самолете Л-29. Переучивание инструкторского состава осуществлялось в Оренбургском ВВАУЛ.


1966 год

В этому году летный состав двух авиаэскадрилий Балашовского авиационного полка подготовлен к обучению курсантов полетам на самолетах Ан-24, шло постепенное пополнение самолетного парка этими машинами. Остальные эскадрилии продолжали обучение на самолетах Ил-14. Балашовский полк, в свое время первым перешедший на эти машины, в последующие годы был полностью укомплектован более совершенными самолетами Ан-24 и Ан-26.

Ил-14-й, однако, не канул для балашовцев в небытие. В 1974 г., к 30-летнему юбилею училища, перед главным учебным корпусом была отстроена площадь, где на постаменте установлен как раз этот самолет. Его лично перегнал из Оренбургского ВВАУЛ полковник Николай Федосович Вертель, годом раньше назначенный на должность начальника училища. Возле этого памятника самолету-труженику принято было проводить все торжественные церемонии – праздничные построения, дни присяги молодых солдат и курсантов, прощание с училищем очередных выпускников.


1967 – 1987 годы

Эти два десятилетия были периодом полнокровной жизни Балашовского высшего военного авиационного училища. Вот некоторые памятные вехи.

1967 г. – Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР награжден учебный авиационный полк, дислоцированный в Петровске.

1969 г. – учебным авиационным полкам под их действительными наименованиями вручены красные знамена.

1977 г. – училищу присвоено имя дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации А.А. Новикова.

1985 г. – началась подготовка к переходу обучения курсантов на новом типе самолетов – Л-410. Создается новая учебная база: соответствующие учебные пособия, схемы, макеты, новый вид приобретают учебные аудитории, а главное, идет переподготовка преподавателей и постоянного летного состава. Уже весной 1987 г. курсанты второго курса Ртищевского полка приступили к летной практике на Л-410.

Постоянно совершенствовалась материально-техническая база, укреплялись аэродромные службы. 22 ноября 1977 г. сформирован дивизион связи и радиотехнического обеспечения в Ртищево (в 1986 г. переформирован в отдельный батальон связи и РТО). В том же 1986-м такой же статус получил и соответствующий батальон в Балашове. Улучшалось аэродромное обеспечение. Так, обустроен летный городок и введен в действие новый аэродром с искусственной взлетно-посадочной полосой в Турках, полеты с бетонной ВПП производились уже в 1984 г. Батальоны аэродромно-технического обеспечения все лучше оснащались новой техникой, укреплялся их кадровый состав. Что позволило, например, на основе балашовского ОБАТО впоследствии (в 2002 г.) сформировать целую авиационно-техническую базу.

При такой поддержке авиационным полкам становились по плечу новые сложные задачи. Скажем, не прекращая обучения курсантов, летно-инструкторский состав учебного авиаполка в Ртищево освоил самолет Л-410УВП-Э (кстати, полк длительное время оставался единственной из учебных структур в России, эксплуатирующих эту машину).


Конец ХХ столетия для училища, как и для всей страны, стал временем нелегких испытаний. Начались не во всем последовательные реформы Вооруженных сил, обыденным явлением стала нехватка финансовых ресурсов, - все это не могло не сказываться на качестве образовательного процесса. В эти трудные дни училище возглавил полковник А.И. Безруких. Ему и подобранной им команде, отчаянно отстаивавшей интересы учебного заведения, должны быть признательны все последующие поколения выпускников. Когда во многих вузах страны научный потенциал таял, балашовские организаторы умели его наращивать. По свидетельству современников – авторов упоминавшейся нами работы «Страницы былого и настоящего…», в училище работали два доктора наук, три профессора, 49 кандидатов наук, 41 доцент. Учебно-материальная база укреплялась – при всех тогдашних сложностях сделать это. Результатом стало то, что в 1993 г. учебное заведение с четырех перешло на пятилетний срок обучения. С 1995 г. курсантов стали обучать по профилям: военно-транспортной, транспортной, дальней, противолодочной, морской ракетоносной авиации. Летчики-транспортники готовились для различных министерств и ведомств. Когда другие училища расформировывались, как Тамбовское высшее авиационное, у курсантов оставалась надежда – Балашов. И там их принимали.

Балашовское училище мы рассматриваем как крупное явление в истории отечественной авиации. Такие явления не возникают на пустом месте и бесследно не исчезают. Что полностью подтвердилось в дальнейшем.

В 1998 г. Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.А. Новикова преобразовано в Балашовский военный авиационный институт. (Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г.). В ходе реорганизации расформирован Петровский полк, присоединены Мичуринский и Ряжский. В качестве филиала в состав Балашовского ВАИ вошло Челябинское ВВАКУШ.

Потом последовали другие преобразования. В 2002 г. и институт был расформирован. На его базе создали две новые структуры: первая – Учебный авиационный центр подготовки летного состава Дальней и Военно-транспортной авиации (УАЦ ПЛС ДА и ВТА) с полками в городах Балашов и Ртищево, вторая – так называемый 4-й факультет авиационный Дальней и Военно-транспортной авиации (обе структуры подчинены Краснодарскому военному авиационному институту).

Строго говоря, история Балашовского училища заканчивается 1998 годом, когда его преобразовали в институт. Но мы, выпускники, это так не воспринимаем. Мы знаем, что при всех организационных перестройках балашовцы сохраняют основные кадры наставников, а значит, хранят дух и традиции училища. Мы не считаем чужими современных молодых людей, что получают сейчас высокую летную квалификацию в Учебном авиацентре или занимаются на кафедрах 4-го факультета авиационного института. Мы немножко завидуем им – это правда. Нам такой суммы знаний не давали. Но так завидуют все уже состоявшиеся выпускники любого учебного заведения. Как бы оно потом ни называлось. Оно навсегда остается альма-матер.

Количество просмотров - 3170
Поздравляем с днем рождения




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика