Евгений ШУЛЬГИНОВ (ШУЛЬГИН).

Летчик, подполковник.

Жизнь прекрасна и удивительна…

Стать летчиком – это, конечно же, была мечта всех пацанов. Моя мечта осуществлялась как-то не сразу, постепенно, но целеустремленно.

Моя военная судьба может быть еще одним примером того, как багаж опыта, который начинает накапливаться в авиации, помогает человеку и то-гда, когда его жизнь напрямую с авиацией вроде бы уже и не связана. Но – по порядку.

Сначала о моей двухвариантной фамилии. Вообще-то я – Шульгин. Но во всех моих воинских документах неизменно присутствует довесок «ов». Началось это с аттестата зрелости, который получил в Курской спецшколе ВВС. В свое время родители не проверили, правильно ли заполнено свиде-тельство о рождении, - и допущенная в нем ошибка привела к изменению фамилии.

Отец, бухгалтерский работник в сельском хозяйстве, с отчетами часто бывал в Курске. Там и узнал про спецшколу. Про то, что принимали в нее в первую очередь детей, в семьях которых не было одного из родителей, а по-том уже всех, преимущественно из бедных семей.

Закончив семилетнюю школу, отправил документы в Курскую спецшко-лу ВВС N4 и вместе с младшим братом Анатолием поехали сдавать вступи-тельные экзамены. Добирались на подножках и крышах вагонов: деньги нужны были на питание. Уставших, нас поместили в комнате с двухъярус-ными кроватями. В первую ночь мы спали так крепко, что на следующее ут-ро проснулись без тех скудных денег, которые так берегли на питание. День-ги исчезли. Вариантов не оставалось – сдать вступительные экзамены, прой-ти медицинскую и мандатную комиссии. Что я и сделал.

Вот здесь, в спецшколе, надев форму с голубыми погонами, на которых было написано Кс ВВС N4, я ощутил внутреннюю радость и желание посвя-тить себя авиации. Жизнь в спецшколе проходила организованно под руко-водством чутких, внимательных воспитателей и преподавателей, прошедших войну и трудные послевоенные годы. Они давали нам знания, учили преодо-левать трудности, в свободное от занятий время организовывали различные кружки, в том числе по обучению различным танцам, вечера отдыха, спор-тивные соревнования (школьные и городские кроссы и эстафеты). На вечера отдыха к нам приходили ребята из суворовского училища и девочки со всего города. Летом мы все уезжали в лагеря, где занимались военной подготовкой, но больше всего физической (сдача норм ГТО, спортивные игры, соревнова-ния, спортивные секции).

Венцом занятий были летние каникулы, когда нас отпускали домой к ро-дителям. Глаза ребят светились радостью, настроение было приподнятым и всех обуревало желание быстрее предстать перед родителями и сверстника-ми в мини-летной форме.

Как и большинство одногодков, выпускников нашей «спецухи», я оказался в Балашовском военном авиационном училище летчиков. Училище – это было настоящее осуществление мечты оторваться от земли и стать воен-ным летчиком. Двухгодичное обучение в училище было спланировано эф-фективно и целенаправленно во всех сферах деятельности – теоретическая учеба в УЛО, зимой принимали участие (иногда по тревоге) в лыжных крос-сах на 5, 10 км, в выходные дни организовывались вечера отдыха в Доме офицеров. Зимы в Балашове были морозные, снежные и нам приходилось за-ниматься уборкой снега в городке, а на аэродроме освобождали самолеты от снежного плена. Ф-239

Самыми впечатляющими в жизни курсантов были дни, проведенные в летних лагерях, где нас учили летать на самолетах Як-18 и Ли-2. Это время особо способствовало формированию в нас таких черт характера, как упорст-во в освоении летного дела, взаимовыручка, проявление и укрепление друже-ских чувств. Здесь же еще более закрепилась моя дружба и проявились вза-имные искренние отношения с Борей Шелудько и Володей Басистовым, с ко-торыми не потерял связи до сих пор.

Меня впервые поднял в небо очень подвижный, жизнерадостный и вы-сокопрофессиональный специалист своего дела инструктор капитан Татар-ников. Когда мы вернулись с первого ознакомительного полета из зоны по-сле выполнения фигур высшего пилотажа, он спросил о моем самочувствии. Я ответил, что чувствую себя плохо (лицо мое было бледным). А он мне в ответ: “Значит, будешь летать”. Вот таким было мое первое летное “креще-ние”. А какое настроение было, когда я полетал самостоятельно с мешком песка вместо инструктора! Неописуемая радость, что я управляю самолетом, и он подчиняется моим желаниям. Это было на грунтовом аэродроме 217-й км.

На втором году, на самолете Ли-2, проходил обучение на грунтовом аэродроме в Турках в эскадрилье подполковника Ерманкулова Арона Жан-гирхановича. Он поддерживал все наши увлечения, помогавшие быть хоро-шими летчиками. В том числе мое увлечение парашютизмом – с Ли-2 я пры-гал не меньше десятка раз.

И вот закончилось обучение в училище, присвоено звание лейтенант, ра-достные и счастливые, полные надежд и перспектив на дальнейшую летную работу в частях.

На построении при оглашении распределения нам предложили два места в Гражданскую авиацию в г. Ленинград. Не для того мы мечтали стать военными летчиками, чтобы пойти в гражданскую авиацию! Поехали мы с Володей Басистовым в г. Винницу в придворную эскадрилью на самолеты Ли-2 начинать офицерскую службу. Однако после длительного времени ожи-дания нашей группе предлагают два места на самолеты Ту-4. Я без колеба-ний даю согласие, а остальным дают время подумать до утра. Второй канди-датурой сделали Володю Басистова, так как мы были друзья. Ф-388

Вот так мы оказались в Дальней авиации и начали осваивать полеты на самолете Ту-4 на аэродроме Мелитополь. Здесь мы встретили оторвавшегося от нас Бориса Шелудько, и наша тройка стала еще более “твердой” и креп-кой. Летали в разных полках – Борис в одном, а мы с Володей Басистовым в другом. После полетов мы снова были вместе везде – три лебедя, как нас на-зывали товарищи и Мелитопольские девушки.

В Мелитополе я встретил свою вторую половинку, с которой мы как еди-ное целое вот уже почти 50 лет живем вместе.

В 1959 г. полк, в котором мы служили с Басистовым, был расформиро-ван. Поехали для продолжения службы в Житомир (военный гарнизон Ско-морохи, переименованный потом в Озерное). Переучились на Ту-16-е, на ко-торых облетали весь Советский Союз и страны социалистического лагеря. Во время службы в 1964 г. поступил и в 1969 г. закончил факультет ино-странных языков Житомирского пединститута.

Успешная летная работа – полеты с правого и левого сидений, взлеты с максимальным полетным весом, тренировки по кругу и на маршрутах с захо-дом на посадку в любое время суток (благодаря талантливому летчику – ко-мандиру отряда Базунову Л.Ф., у которого я летал помощником), а также зна-ние английского языка вселяли в меня надежду на возможное продвижении по службе.

Я написал кипу запросов в штаб Дальней авиации, в другие структуры, вплоть до военного отдела при ЦК КПСС и получил такую же кипу ответов о невозможности использования меня со знанием английского языка. Собрав все ответы на мои запросы, я отправил их в Президиум 22-го съезда КПСС (спасибо ГУК и партии родной). С тем же результатом.

В 1968-м полк переходил на новую технику – на самолеты Ту-22. Мне предложили поехать в Узин помощником командира корабля на Ту-95. От этого я отказался. Меня перевели в Белую Церковь продолжать летать вто-рым летчиком.

В это время в полк стали прибывать молодые лейтенанты после окон-чания высших училищ, которых после полетов в течение года стали посыла-лать переучиваться на командира корабля. Ощутив свою ненужность и бес-перспективность в авиации, я в 1970 г. подал рапорт на увольнение и спи-сался с летной работы. Решил искать себе применение на «гражданке».

Но увольнять в 33 года меня никто не собирался и начали предлагать должности для прохождения дальнейшей службы. В жаркие страны или преподавателем в Московском военном институте иностранных языков, как я узнал позже, мне тайно дал отбой особый отдел, потому что в свое время я не согласился быть у них информатором. В 1970г. получил назначение в Север-ную группу войск – на должность штурмана наведения истребительного пол-ка. Переподготовку прошел в Липецке, служил в этой должности до 1972 г., получил звание капитана.

В этом же году я полностью распрощался с авиацией и переехал с семьей для прохождения дальнейшей службы в Группе советских войск в Германии (ГСВГ). Открылась вакансия специалиста по спецпропаганде при политотделе в гарнизоне Вюнсдорф. Однако приказ об этом между штабами ходил так долго, что к месту нового назначения я прибыл, когда должность уже была занята. Чтобы как-то замять свою оплошность, кадровики политот-дела предложили другую, соответствующую званию старшего лейтенанта. Но оптимизм не покидает меня, и я еду в ГУК ГСВГ с просьбой отправить меня обратно в Союз. Судьба распорядилась иначе. Остался служить в Гер-мании, в управлении ПВО Сухопутных войск на майорской должности – на-правленцем на воздушную армию, которой командовал генерал-полковник Катрич.

Это была работа не в авиации, но связанная с нею. И очень интересная: отрабатывалось взаимодействие войск ПВО и истребительной авиации по прикрытию войск и объектов фронта при отражении массированных ударов с помощью средств воздушно-космического нападения (СВКН) вероятных противников, что очень пригодилось мне в дальнейшей работе. Мне было присвоено звание майор.

Четыре года на этой работе имели продолжение. В 1976-м меня пе-ревели в Киевский НИИ боевого применения ПВО Сухопутных войск, где тринадцать лет я занимался анализом и перспективами развития СВКН веро-ятных противников, прогнозированием масштабов и характера действий СВКН на всех стратегических направлениях по нашим войскам и объектам. То, чем мы занимались в институте, выливалось в научно-исследовательские работы по каждому стратегическому направлению, в разработку различных методик (например, по расчету возможностей СВКН противника для отраже-ния наступления наших Сухопутных войск), в разработку соответствующих требований к зенитно-ракетным комплексам и системе ПВО СВ в целом с перспективой до 2010-2015г.г.

Было много материала для написания и защиты диссертации кан-дидата наук, но мало времени.

Отслужив установленный для майора срок, я опять подал рапорт на увольнение из армии. Вместо этого начальник НИИ предложил должность старшего научного сотрудника, звание подполковника и послужить еще пять лет.

За всю свою службу в Вооруженных силах я был верен летной форме одежды, и не променял ее ни на какую другую.

В 1989 году в звании подполковника и возрасте 52-х лет заканчи-ваю службу в Советской Армии. Ф-235

Через три месяца началась работа в гражданских государственных организациях: в Гражданской обороне одного из районов Киева, затем в Ми-нистерстве легкой промышленности Украины, а с 1991 года – в коммерче-ских структурах. С 1997 года по настоящее время работаю в Украинской транспортно-экспедиционной компании и занимаюсь планированием, орга-низацией и осуществлением железнодорожных перевозок различных грузов по Украине, в страны Ближнего и Дальнего зарубежья.

Имею взрослых детей – сына 1960г. рождения, бывшего офицера Советской и Украинской армий; дочь – 1967г. рождения, журналистка; 3-х внуков.

Считаю, что жил и продолжаю жить интересной, целеустремленной жизнью, чего и желаю настоящему и будущему поколениям.

Количество просмотров - 810

Поздравляем с днем рождения




Новости форума БВВАУЛ



Объявления

Объявления подробнее

Новые страницы

Новые страницы подробнее

Новости

Новости подробнее

Популярные страницы

Популярные страницы подробнее


Яндекс.Метрика