608 уап, Петровск

1948 год.

5 января еще раз претерпело изменение название училища: оно стало именоваться
«Балашовским военным авиационным училищем летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации ВС СССР».
Это предписывалось директивой Начальника штаба ДА ВС СССР № 1093436сс от 27/29 декабря 1947 г.

В дальнейшем директивными указаниями той же инстанции с 1 апреля 1948 г. училище переведено на штат четырехполкового состава.
Учебным авиационным полкам училища присваивались номера и наименования:
третьему полку– на самолетах Ил-4, аэродром Петровск – номер 608 и условное наименование «Войсковая часть 40939»;

1954 год

Училище передано из состава Приволжского в состав Воронежского военного округа. (Директива Генерального штаба СА № ОРГ/6/61558 от 14 января и приказ по ВоВО № 0012 от 23 января 1954 г.).

Расформирован 608 учебный авиационный полк, дислоцируемый в г. Петровске. (Директивы Генерального штаба СА № ОРГ/3/576389 от 26 декабря 1953 г. и штаба ПриВО № ОМО/1/2174сс18 января 1954 г.).

В соответствии с теми же директивами расформирован 898 авиационно-технический батальон в г. Петровске, обслуживавший 608 УАП.


Командиры полка
1949 г подполковник Лафазан И.Л.


Воспоминания Базилевич Василия Михайловича о службе и учебе.


Не претендуя на документальную достоверность, я расскажу о том, что осталось в моей памяти от службы в 608 учебном авиационном полку, дислоцировавшемся в начале пятидесятых годов в г. Петровске.

Из рассказов ветеранов полка, мне известно, что во время Великой Отечественной войны в г. Петровске располагался запасной авиационный полк, вооруженный самолетами СБ и Пе-2. Использовались два аэродрома, на юге от железнодорожной станции Петровск-Саратовский с грунтовой взлетно-посадочной полосой, и аэродром Дрямово на северо-восток от Петровска, с построенной после 1943 г. военнопленными немцами искусственной кирпичной ВПП. В нескольких десятках километров на восток от Петровска был полигон Синицино для практического бомбометания. А в 2км на юго-восток аэродрома Петровск в начале оврага размещался бомбосклад и землянка для караула. На этих аэродромах, не имелось капитальных наземных сооружений, а обходились землянками: для караульного помещения; для ПАР-ма (полевая ремонтная мастерская); водомаслогрейки; кислородной и компрессорной станции и т.д. Исключением явился небольшой деревянный дом на аэродроме Петровск, где размещался "оперативный дежурный" со средствами телефонной и радиосвязи, метеостанция и комната дежурного по аэродрому (впоследствии – дежурный по приему и выпуску одиночных самолетов). Дежурный по аэродрому был помощником дежурного по полку. Ему вменялось в обязанности, кроме выполнения непосредственных обязанностей по приему и выпуску самолетов, проверка караульной службы на аэродроме. Штабы воинских частей со своими инфраструктурами, личный состав полка и батальона аэродромно-технического обеспечения в летнее время располагался в центре города Петровска. Под казармы и штабы авиаэскадрилий были отведены двухэтажные кирпичные бывшие купеческие постройки, располагавшиеся на месте нынешнего дома № 85 по ул. Московской (угол ул. Энгельса). Штаб полка и учебные классы были размещены в здании № 106 по ул. Советской, во дворе этого здания по ул. Энгельса, в одноэтажном здании (потом там размещалась ГАИ) был клуб. На углу ул. Советской и ул. Кирова в одноэтажном угловом здании были летная столовая, солдатская и курсантская столовая. В закрытой Покровской церкви расположили оружейный и вещевой склады. В ночное время, а в выходные дни – круглосуточно, склады охранял часовой с заряженной винтовкой. Рядом с церковью по ул. Кирова был вход в помещение медицинской части и лазарета. Это здание тогда частично стояло на месте нынешней школы №3, а вокруг его размещался городской сад.

Во время войны основной задачей полка была переучивание на самолет Пе-2 летного состава, поступающего из других частей, после выписки из госпиталей и частично из летных школ. Обучение проводилось вначале на самолете СБ, после приобретения устойчивых навыков в самостоятельном пилотировании на этом самолете, переходили к обучению на Пе-2. Сложность этого процесса заключалась в том, что самолет Пе-2 не имел двойного управления, позволяющего инструктору показывать выполнение элементов полета и вмешиваться, в необходимых случаях, в управление. Поэтому в начале обучаемого тренировали в выполнении посадки самолета СБ на повышенной посадочной скорости за счет не использования посадочных щитков. После нескольких таких удачных посадок, пилота одного сажали в Пе-2 и выпускали в полет. Не всегда это заканчивалось благополучно, о чем свидетельствуют могилы на кладбище авиаторов. По этому поводу в полку мрачно шутили над названием самолета Пе-2, расшифровывая эту аббревиатуру как "Полетел еб…ся". Несколько позже, когда в 1944 г. полк вошел в состав 2-й Балашовской военной школы пилотов, на самолетах Пе-2 на сидении штурмана, располагавшегося справа сзади пилота, оборудовали место для летчика-инструктора. Дублирующие рычаги управления инструктора представляли изогнутый рычаг-ручку, позволяющий управлять рулями высоты. А для воздействия на рули поворота установили две скобы-педали, расположив их, из-за недостатка места, по вертикали друг над другом. По ходу выработки ресурсов самолетов СБ и Пе-2, и поступление в полк самолетов Ил-4, обучение, уже курсантов, получивших первичные навыки пилотирования на самолетах Ут-2 или Як-18, начали проводить на Ил-4. Для обучения инструктор садился на место штурмана в кабину Ф-1 и пользовался штатным дополнительным дублирующим управлением. Обучение на самолетах Ил-4 проводилось по 1950 г. включительно. С весны 1951 г. курсанты проходили обучение на самолетах Ли-2. Около сотни самолетов Ил-4, оставшихся без применения, были частично переданы Кировоградскому училищу, несколько штук перегнаны во Владимировку на полигон в качестве мишеней, а остальные порезаны на металлолом. Вплоть по 1953 год летное обучение и выпуск офицеров-летчиков проводилось в несколько "очередей". В начале вывозной программы инструктор определял, кто из курсантов быстрее всего усваивает элементы полета и начинал планировать ему максимальную летную нагрузку, а остальным – что останется. Бывало так, что в группе из 6 человек у одного инструктора, выпуск рассредоточивался на три очереди с интервалов в один-полтора месяца. Кроме того, по 1950 г. включительно, не всем выпускникам присваивали звание лейтенант. Тот, кто злостно нарушал воинскую дисциплину, плохо учился, по выпуску получал на погон по одной звездочке младшего лейтенанта. Это приводило к тому, что иногда выпускники младшие лейтенанты после "традиционного обмывания звездочек" с инструкторами, колотили своих бывших учителей.

Лично я в 1950 г. закончил обучение курсантом на самолете Ут-2 в 812 уап на аэродроме Родничек (в 30 км на запад от Балашова) и после отпуска прибыл в Петровск в самом начале декабря того же года.
Выпускники 1950 г. ждали прихода приказа Министра Обороны, ходили в курсантских шинелях, но в хромовых сапогах, т. к. их "киразачи" износились полностью. Задержка с выпуском произошла из-за того, что они полностью прошли обучение на самолетах Ил-4, но потом пришел приказ – добавить им дополнительно по 10 часов налета на самолете Ли–2. Из–за нехватки помещений, мы неделю размещались в неотапливаемом (в казармах было печное отопление) подвале. Спали на двоярусных кроватях на матрасах, набитых полувлажной надерганной из засыпанной снегом скирды соломой. Спали – не раздеваясь, укрывшись своей и выданной в придачу старой солдатской шинелью. После отъезда выпускников, нас перевели в освободившиеся казармы. Я попал в 3-ю ("легкую") авиаэскадрилию, которой командовал в то время майор Портных. До нашего приезда командовал полком подполковник Лафазан, однако его мы уже не застали, исполнял обязанности командира начальник штаба подполковник Ивченков. Но вскоре прибыл вновь назначенный командир полка подполковник Салов Василий Геннадиевич. Вскорости ему было присвоено воинское звание полковник. Штурманом полка был майор Шейко, а его заместителем по радионавигации капитан Шевченко.

Полк состоял из четырех авиаэскадрилий. Двух, так называемых "тяжелых", насчитывающих до 18 летных экипажей и двух "легких" по 8 – 9 экипажей. В распоряжении полка было три аэродрома; собственно в Петровске, аэродром Дрямово и аэродром "Малая Грязнуха" в 25 километрах на запад от Петровска. Летали с курсантами только днем и только летом и осенью. На каждом аэродроме полеты проводились в две смены. В Петровске летали посменно 2 эскадрильи, две другие располагались лагерями при аэродромах и также летали в две смены. Командовали эскадрильями:

1–й подполковник Токаренко (по увольнении в 1954 г. остался на постоянное жительство в г. Петровске);
2–й майор Лаптев Василий Георгиевич;
3–й майор Портных, а с 1952 г. майор Ерманкулов Арон Джырдарханович;
4–й подполковник Звягин.

В это время полк входил уже в состав Балашовского военного авиационного училища летчиков-бомбардировщиков дальней авиации. По выпуску из училища молодые лейтенанты, в основной массе, направлялись в Аэрофлот для стажировки в качестве вторых пилотов (помощников командира корабля). Через пару лет, получив налет от 800 до 1500 часов, они проходили переподготовку в Ряжске с левого сидения и опять направлялись в Аэрофлот уже в качестве командиров кораблей. По истечении года, или еще больше, эти пилоты возвращались в Рязань или Конотоп, где переучивались на правое сидение самолета Ту-4, единственного в то время носителя ядерного оружия.
Так было до февраля 1954 года, когда пришел приказ об окончательном расформировании 408 уап. В срочном порядке самолеты Ли-2 силами летного состава полка были перегнаны в аналогичные полки в Балашов и Ртищево. А летно-технический состав, в основном, был направлен в другие части ВВС на освоение новейшей по тому времени техники – самолетов Ил-28. Как я ни просился у тогдашнего начальника училища, полковника Афонина Николая Григорьевича, ничего не вышло. Часть молодых летчиков-инструкторов, выпускников училища 1949–51гг. , в том числе и меня, он оставил себе в училище.

Послесловие: как известно, номера полков не протяжении их существования не менялись, за исключением случаев присвоения им звания "Гвардейский". В интернете я нашел сведения о формировании 608 бап
сведения о летчике 608 бап

Исключительно большая работа командованием и Военным советом ВВС велась по формированию запасных авиационных полков. Создание запасных авиационных полков началось еще в первые дни войны в соответствии с приказом НКО СССР от 11 июля 1941 г.
Первостепенной задачей запасных авиационных полков было практическое освоение новых самолетов. 7 мая 1943 г. по предложению командования ВВС ГКО СССР было принято постановление, согласно которому отвод авиационных частей с фронта в запасные авиационные полки и авиационные бригады для доукомплектования был прекращен. Пополнение авиачастей стало осуществляться непосредственно на фронте за счет подготавливаемых в запасных полках авиаэскадрилий, звеньев и одиночных экипажей. В результате этого мероприятия число авиачастей, прошедших в 1943 г. через запасные полки, уменьшилось по сравнению с 1942 г. в 4 раза. Это позволило изжить поспешность в обучении летных кадров, часто допускавшуюся в предыдущие годы.

Количество просмотров - 1147

Яндекс.Метрика
.