На военной службе

Михаил Лебедев

Балашовцы – авиаторы в годы

Великой Отечественной войны

Балашов 2015

САЛОВ ВАСИЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

Мастер бомбовых ударов и гордость балашовской земли

Салов Василий Геннадьевич родился 12 февраля в 1914 году. Его малая родина - деревня Скрылово Родниковского района Ивановской области. Окончив сельскую школу, Василий Салов в 1931 году поступил в Тамбовскую школу пилотов и авиатехников ГВФ, где, получив две специальности - авиатехника и летчика, работал летчиком-инструктором. В 1940 году был призван в армию, и стал военным летчиком и убыл на Брянский фронт.

В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, младшего лейтенанта В.Г. Салова назначили командиром авиационного звена, а уже в сентябре 1941 года он вылетел на своё первое боевое задание.

Так стремительно началась его боевая биография военного летчика.

Всего же за годы войны Василий Салов совершил 432 боевых вылета.

Воевал в составе Воронежского, Первого Украинского, Первого Прибалтийского, Первого Белорусского фронтов он прошел дорогами войны от Сталинграда до Берлина. Летал в любую погоду и любое время суток, выполняя самые сложные задания. Под его руководством наносились бомбовые удары по Кенигсбергу, Пиллау, Данцигу, Розенбергу. Он один из тех, кто неоднократно участвовал в бомбардировке Гитлеровской столицы Берлин.

Василий Геннадьевич это человек - легенда.

Высочайшие человеческие качества отличали Василия Геннадьевича.

И морально - нравственные: тактичность, доброжелательность и внимательное отношение к окружающим. И профессиональные: требовательность к себе и подчиненным, доскональное знание своего дела. А в военном и мирном небе - готовность принять рискованное, но оптимальное решение, в сложном полете без боязни взять ответственность за само решение и за его выполнение на себя.

У большинства сослуживцев В.Г. Салов пользовался безусловным авторитетом. У летчиков – потому что в немыслимо короткие сроки освоил полеты на самолете Ту-2, превосходно его пилотировал.

И потому еще, что ведомые им эскадрильи полка выполнили немало выдающихся боевых вылетов, нанеся сокрушительные бомбовые удары по важнейшим оборонным объектам противника. Многие из участвовавших в этих вылетах летчики были обязаны ему и жизнью. В своих боевых вылетах он так умело выводил полковые группы Ту-2 на цели, так мастерски производил противозенитный групповой маневр и так нестандартно осуществлял уход группы после нанесения бомбового удара, что они всегда оказывались пораженными, а наши потери минимальными.

У инженерно-технического состава – потому, что он досконально овладел тонкостями эксплуатации самолета и его моторов, и за проявленное при этом небывалое усердие. Каждую свободную минуту он норовил побыть на самолете, чтобы детально вникнуть в его конструкцию, проверить работу самолетных систем и агрегатов, «поработать» с горячими органами управления крылатой машины, «проиграть» свои действия в предстоящих полетах. Многим в полку по душе пришлась доброжелательность и ровная манера Салова в общении с людьми. Он одинаково прост был в общении с начальниками и подчиненными, по спорным вопросам учитывал замечания летчиков и техников, при решении вопросов летной и боевой подготовки был по-командирски настойчив и принципиален. Будучи бесстрашным и опытным воздушным воином, В.Г. Салов заслужил высокий авторитет не только среди личного состава 6-го (345-го) авиаполка, но и среди командного состава ВВС Советской страны.

16 января 1945 года летчики 6-го ДБАП нанесли сокрушительные бомбовые удары по мощной обороне гитлеровцев в районе городка Куссен и помогли тем самым Советским наземным войскам на этом участке фронта сломить сопротивление врага и перейти государственную границу фашистской Германии. Об этих действиях писала газета «Правда» от 5 февраля 1945 года. Всем участникам боевого вылета была объявлена благодарность Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным за отличные боевые действия в Восточной Пруссии.

10 апреля 1945 года В.Г. Салов был представлен к званию Героя Советского Союза за нанесение сокрушительных бомбовых ударов ведомыми им эскадрильями самолетов Ту-2 по вражеским позициям в Кенигсберской операции. Именно за эти боевые действия 6-й авиаполк награжден орденов Кутузова 3-й степени.

Уникальный боевой вылет был осуществлен на бомбардировку Берлина 25 апреля 1945 года.

Вот как отзывается о нем и том вылете его однополчанин полковник в отставке, штурман экипажа этого полка Б.Масленников:

«От и до» прошел, вернее, пролетал Великую Отечественную, «прихватив» войну с Японией. Совершил 432 успешных боевых вылетов. Подумать только! Это 432 раза смотрел он смерти в лицо. Каждый третий день из 1418 дней и ночей войны. Считался лучшим ведущим групп самолетов в боевых полетах по всей 326 авиадивизии. Что было замечено даже Командующим 16 воздушной армии генерал-полковником авиации С.И. Руденко. В радиограммах на борт самолета майора В.Г. Салова Командующий трижды отмечал отличное выполнение боевых заданий возглавляемыми им эскадрильями Ту-2 при бомбардировках важных объектов противника в портах Балтийского моря Розенберг и Пиллау, в городе-крепости Кенигсберге (19 марта и 7 апреля 1945 года соответственно) сразу после взрыва наших бомб на этих объектах. И в том, что за участие в воздушном штурме Кенигсберга наш полк был награжден орденом Кутузова – значительная личная заслуга майора Салова».

Командирский талант Василия Геннадьевича и знание военной тактики позволяли ему возвращаться с боевых операций без потерь личного состава. А бомбовый удар по Берлину 25 апреля 1945 года, когда под командованием заместителя командира 6-го авиационного полка 2-й Воздушной армии подполковника Салова в воздух одновременно поднялись 36 боевых машин: 18 бомбардировщиков и столько же истребителей, был, по словам его однополчан, единственной подобной боевой операцией в истории мировой авиации.

Всё в том полете было необычным. И сложная погода – низкая облачность, с редкими разрывами, слоисто-кучевая облачность, переходящая на высоте трех километров в высоченные башни кучевых облаков, исключающая условия для выполнения такого боевого задания. Двум девяткам Ту-2, ведомые ведущим группы Саловым В.Г. пришлось сначала идти за облаками плотной группой, а затем пробивать облака, и после встречи с истребителями сопровождения в плотном строю снова вверх и дальше к цели за облаками… И наконец, выход цель. На счастье перед самой окраиной Берлина образовалось разрыв облачности, т.е. «окно», сквозь которое устремилась целая армада самолетов на крутое снижение к цели. А это 36 самолетов! 18 бомбардировщиков Ту-2 и столько же истребителей Ла-7! Потеряв за считанные секунды почти 300 метров, вся группа на удивление точно вышла на боевой курс и с высоты 800 метров поразила цель всеми крупнокалиберными бомбами, при этом преодолев ожесточенный огонь вражеских зениток.

От взрыва смертоносного груза даже прилично «тряхнуло» замыкающие самолеты группы. Как в этих сложнейших погодных условиях и при сильном противодействии ПВО противника «сработала» группа бомбардировщиков, под командованием Салова В.Г. трудно было даже и представить.

И не щедрый на похвалы Командующий ВВС первый Главный маршал авиации А.А.Новиков, курирующий боевые действия авиации в Берлинской операции, не смог не отметить высочайшее и боевое мастерство ведущего полковой группы 25 апреля 1945 года.

Тогда ведомая им армада бомбардировщиков Ту-2 и истребителей сопровождения Ла-7 в 36 самолетов! - неожиданно для противника «вывалилась» из-под облаков и исключительно точно поразила цель – танковую группировку врага в самом центре Берлина, в нескольких километрах от имперской канцелярии, в непосредственной близости от расположения наших войск. Еще не покинув грозного берлинского неба, экипажи группы услышали текст радиограммы Главного маршала, адресованной майору Салову: «Леопард 101(позывной В.Г. Салова), командный пункт благодарит за отлично выполненное задание в результате дерзкого налета!» Блестяще выполнив задание и разбомбив в тот день объект, находящийся вблизи от имперской канцелярии, группа майора Салова вернулась на аэродром приписки, не потеряв ни одной машины.

Мы фронтовые однополчане считаем, что именно за этот «дерзкий налет» наш полк, единственный из состава 6 бомбардировочного корпуса был удостоен почетного и знаменательного наименования «Берлинский».

За бомбовые удары по Берлину В.Г. Салов вновь был представлен к званию Героя Советского Союза. Высокое летное мастерство и искусство в вождении полковых групп В.Г.Салов сочетал с отвагой и высокой тактической выучкой, умело реагируя и преодолевая на сильное противодействие средств ПВО противника. Эти высокие качества летчика и воздушного бойца позволяли Василию Геннадьевичу успешно выполнять самые сложные боевые задания».

Майор Салов служил в 6-м авиаполку 326-й бомбардировочной Тернопольской авиационной дивизии с августа 1944 года по 7 мая 1945 года. В мае 45-го Главный маршал авиации А.А. Новиков присвоил ему звание подполковника и назначил командиром полка (454бап) в другую авиадивизию (334бад). Участник Парада на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года 24.06.1945 г. 334бад 454бап Ту-2 кп м Салов Василий Геннадьевич нш пп Кускис Николай Константинович.

В августе 1945 года В.Г. Салов перелетает со своим полком на Дальний Восток, где участвовал в разгроме милитаристской Японии. Там совершает четыре боевых вылета, нанося бомбовые удары по живой силе и технике империалистической Японии. Группы под командованием талантливого командира наносила мощные боевые удары с воздуха исключительно точно по целям нанося огромный урон противнику.

За свои боевые подвиги летчик неоднократно награждался орденами и медалями, имел множество благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Родина высоко оценила заслуги В.Г.Салова, наградив его пятью орденами Боевого Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, орденов Красной звезды и 16 медалями. За годы войны В.Г.Салов прошел достойный путь от командира звена до командира полка.

За боевые заслуги в Великой Отечественной войне Василий Геннадьевич Салов представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза дважды - в военное время и один раз - в мирное. И будучи достойным, этого почетного звания, к сожалению, не был им удостоен.

Совет ветеранов полка решил выяснить, почему дважды оформленные документы штабом 6-го ДБАП представления к званию Героя Советского Союза майору Салову не дали должного результата,. И обратились с запросом в Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ разобраться, по какой причине представление на В.Г. Салова от 4 мая 1945 года не было реализовано.

Чиновники оборонного ведомства ответили, что для возбуждения ходатайства о присвоении В.Г.Салову звания Героя юридических оснований не имеются. Однополчане так и не смогли добиться справедливости. Непреодолимый барьер бюрократов и чинуш. Но в их памяти навсегда остались подвиги выдающегося летчика. Его героизм, отвага, мужество наиболее ярко проявились при бомбардировке Либавы 26 января, Пиллау 22 марта, а также Берлина 25 апреля 1945 года.

В послевоенное время полковник В.Г.Салов в должности командира полка бомбардировщиков Ту-2 охранял мирный труд Советского народа, неся службу на самых восточных границах нашей Родины. Служил безупречно, летал и готовил летный состав на Сахалине, затем учился в Высшей летно-технической школе командиров частей Дальней авиации в городе Иваново.

В 1949 году В.Г.Салов был направлен в Балашовское высшее авиационного летного училища летчиков и по 1960 год поочередно командовал четырьмя полками, где свой богатый опыт летной работы всецело отдает делу подготовки летных кадров. Одновременно в 1958 году он оканчивает Военно-Воздушную Академию им. Ю.А. Гагарина.

После окончания Военно-Воздушной Академии в 1959 году был назначен начальником командного пункта управления полетами и до 1970 года находится на преподавательской работе старшим преподавателем тактики ВВС учебно-летного отдела училища. Среди его воспитанников-курсантов будущие летчики-космонавты Г. Сарафанов, В. Зудов, В. Коваленок.

После увольнения из рядов Вооруженных сил, с 1970 по 1977 год, В.Г.Салов работает в школе №1 военруком, затем с 1977 по 1990 год - старшим инструктором на комплексных пилотажных тренажерах.

Василий Геннадьевич часто выступает с лекциями и докладами перед молодежью и молодыми воинами летного училища, в школах города, и неустанно ведет большую военно-патриотическую работу.

А затем с 1986 по 1999 годы принимал активное участие в руководстве работой Школы юных космонавтов при БВВАУЛ. Главная цель школы – не только привить любовь авиации, познакомиться с ней, а прежде всего, воспитать человека по-настоящему любящего свою Родину. Василий Геннадьевич видел в этих ребятах будущих защитников Отечества.

Мальчишки и девчонки с замиранием сердца слушали рассказы боевого летчика о Великой Отечественной войне, стараясь быть достойными своего наставника. Все, кто знал Салова, отмечали, что работе с молодежью он отдавал всего себя.

Поэтому вполне заслуженно в год 55-летия Великой Победы решением №53/200 Балашовского районного Совета от 15 сентября 2000 года Салову Василию Геннадьевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Балашова и Балашовского района» за его большой вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Тысячи воспитанников этого высокоэрудированного, честного, культурного человекв и отличного летчика продолжают летать на огромной территории России и стран дальнего и ближнего зарубежья.

Вот что пишет в своих воспоминаниях бывший командир, полковник в отставке, Герой Советского Союза А.Я. Летучий: « С таким человеком, как В.Г.Салов, можно спокойно пойти в разведку. В жизни – скромный и в тоже время общительный. В боевой обстановке показывал пример мужества и героизма. Его быстрый рост в воинском звании и должности - результат его боевых качеств. Как можно больше таких Саловых, и жизнь будет краше!»

Он был прекрасным семьянином. Прожив более пятидесяти лет в счастливом браке с супругой Елизаветой Ильиничной, Саловы вырастили дочь и сына, который, кстати сказать, продолжил дело отца, став так же офицером Вооруженных Сил.

Воспитанник В.Г.Салова Главнокомандующий ВВС генерал армии Петр Дейнекин в канун 52-й годовщины Великой Победы заявил, что Военный Совет ВВС страны утвердил кандидатуру Василия Геннадьевича для присвоения звания Героя Российской Федерации. Однако 26 января 2002 года кавалера пяти орденов Красного Знамени Салова В.Г. не стало.

Василия Геннадьевича Салова знали в Балашове многие. В 2002 году после его смерти на фасаде дома, где жил этот уважаемый человек, в память о нем была установлена мемориальная доска. Осенью 2003 года по просьбе сотрудников музея Е.И. Салова передала в фонды Балашовского краеведческого музея личные вещи, документы, фотографии, последнюю награду и другие материалы мужа.

Это позволило достойно представить его в основной экспозиции музея в разделе «Почетные граждане Балашовского района».

С тех пор не угасла связь времен и поколений. Бережное отношение к традициям, сохранение их и передача грядущим поколениям авиаторов является основой жизнедеятельности его бывшего полка. На примере подвигов героев Великой Отечественной войны, ярким представителем которых был В.Г.Салов, воспитывается новая плеяда покорителей воздушного и космического пространства.

В своей жизни бесед немало

Провел с людьми Василий Салов.

О дорогах, что пройдены,

И о Защитниках Родины!

Он был воплощением священного долга,

На защиту Родины в юности встал

И геройски её всю войну защищал.

Он помнил свою профессию,

Когда уходил от мессеров,

Когда впервые Берлин бомбил,

Восторгался, гордился её, любил.

Он всегда вспоминал о ней,

В жарком небе над Японией,

В учебных полетах, построившись клином,

В мирном небе над Сахалином.

Гордился ею громко, не тайком,

Когда командовал полком.

Достойно все делал лично,

Когда полки выводил в отличные.

«Защищать Родину, нужны таланты»,

он говорил на лекциях курсантам.

Землю, что охранял и берег,

Будто послушать сегодня прилег,

Делами и наградами он заслужил.

Чтобы в мраморе снова ожил.

И эта на доме «Доска почета»,

Новых дел его отсчета.

Снова Салов служит Родине,

Примером потомкам в их жизни.

В.Извозчиков.




Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 1894


Яндекс.Метрика