Герой Российской Федерации











В запасе


Заслуженный военный лётчик РФ
Герой Российской Федерации
Полковник
Родился 18 ноября 1951 г. в с Смышляевка Волжского района Куйбышевской области (ныне Самарская область). В роду профессиональных военных лётчиков как таковых не было. Но рядом был аэропорт и не мало времени мальчишкой проводил там. И еще в школе №98, где он учился, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию детей. Был создан и долгое время активно работал отряд «красные следопыты», занимающийся поиском материалов о героях Куйбышевской области. Все это сформировало желание стать лётчиком. После окончания школы поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Летал на самолётах Л-29, Ил-14, Ан-26. Из училища в звании лейтенанта в 1973 году был направлен в 338 военно-транспортный авиационный полк (втап) в г. Запорожье на должность помощника командира корабля самолета Ан-12. В 1976 году стал командиром корабля, а затем командиром отряда в 37 втап, который дислоцировался в г. Арцизе Одесской области.
Летом 1979 года первая серьезная заграничная командировка по оказанию интернациональной помощи Вьетнаму и Кампучии (ныне Камбоджа). Получен неоценимый опыт полётов в тропической, горной местности, в условиях ограниченной зоны захода на посадку. Существовала реальная опасность обстрела остатками армии Пол Пота.
В декабре 1979 года стал участником боевой операции по вводу советских войск в Афганистан. В феврале 1980 года направлен в формировавшийся 50-й смешанный авиационный полк 40-й армии Туркестанского военного округа на должность командира отряда самолетов Ан-12. Затем 50-й полк был перебазирован в г. Кабул. Интенсивность полётов была беспредельно высокой. Вылетали на обеспечение боевых действий с восходом солнца и возвращались поздно ночью. Помог опыт полётов во Вьетнаме, знания захода на посадку с максимальным градиентом снижения и ограниченным радиусом манёвра. Это позволило оставаться в охраняемой зоне аэродрома как на взлёте, так и на посадке. Зенитные средства моджахедов оказывались не у дел. Боевая работа в Афганистане закончилась в июле 1981 года. Наградой за неё стал орден Красной Звезды.
В 1981 – 1982 гг. командовал авиационной эскадрильей самолётов Ан-12 в 37 втап в г. Арцизе Одесской области.
В 1982 г. поступил в Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, а после её окончания с 1985 года заместитель командира 708 отдельного военно-транспортного авиационного полка в закавказском военном округе г. Кировабад. В мае 1986-го во главе группы самолётов Ан-12 был направлен на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Через несколько лет за эти полёты был награждён орденом Мужества. В 1987 -1988 гг. полк в кратчайшие сроки с высоким качеством переучился на новый тип самолётов Ил – 76, не прерывая при этом выполнение поставленных задач.
В 1988 г. одним из первых выполнил посадку на аэродром Ленинакан, сразу же после катастрофического землетрясения в Армении. Непосредственно участвовал в организации воздушного моста для доставки необходимого груза на аэродромы Ереван и Ленинакан. За успешное освоение новой техники в 1989 г. награждён Орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
В октябре 1989 года назначен командиром 110 втап, дислоцирующегося в г. Новгороде (пос. Кречевицы).
В конце июля 1992 г. командованием ВТА ВВС была поставлена задача по эвакуации Российского посольства из Кабула. На тот период обстановка в Афганистане была крайне сложной. Моджахеды подступили к столице, велись интенсивные бои. Наше посольство оказалось заблокированным. Единственно возможный вариант их эвакуации – по воздуху. Сложность заключалась в том, что аэродром Кабул высокогорный и на нем полностью отсутствовало радиотехническое, метеорологическое и диспетчерское обеспечение. Учитывая все эти условия было сформированы 3 экипажа. Место второго пилота заняли опытные лётчики-инструкторы. Ведущий экипаж возглавил командир полка Зеленов Е.А., второй – командир эскадрильи Копыркин А.С., третий – командир отряда Мельников С.И. Все лётчики и штурманы имели опыт боевых действий и полётов в Афганистане.
27 августа 1992 г. с КП ВТА поступило распоряжение на выполнение задания. Возглавляя группу из 3-х самолётов Ил – 76, ночью 27 августа Зеленов Е.А. приземлился на аэродроме Кокайты, находящегося недалеко от г. Термез у границы с Афганистаном. И на рассвете 28 августа произвели взлёт с курсом на Кабул. Ведущий экипаж шёл впереди на 20 минутах для оценки обстановки и обеспечения посадки ведомых. Над Кабулом, на высоте 6000 метров экипаж увидел шапки от разрывов зенитных снарядов. Такой встречи не ожидали. По линии Министерства иностранных дел РФ будто бы была договорённость с моджахедами на прекращение огня на период эвакуации посольств России, Китая, Индии, Монголии и Индонезии. Пришлось по ходу менять схему захода, о чём были извещены ведомые.
Экипажи выполняли так называемый «афганский заход». На большой высоте выпускались шасси, полностью механизация крыла и с вертикальной скоростью снижения 20-10 м/с с максимально допустимым креном самолёта выходили на посадочный курс на удалении практически 1 км. от начала ВПП. Когда третий самолёт производил посадку, начался обстрел аэродрома. Ракеты «земля-земля» падали редко и не прицельно. В подобную ситуацию каждый из нас попадал и ранее. Через 30 минут после посадки ведущего самолёт был загружен, вскоре был готов в взлёту и экипаж Копыркина А.С. Под загрузкой оставался только самолёт Мельникова С.И.
К этому моменту обстрел аэродрома усилился. Ракеты стали падать всё ближе к самолётам. Стало ясно – моджахеды нас «нащупали», видимо огонь стали корректировать. Ведущий группы Зеленов Е.А. дал команду взлетать. Выруливали в последовательности посадки. первым взлетел самолёт Зеленова Е.А., готовился к взлёту Копыркин А.С. В это время звучит в наушниках доклад с самолёта Мельникова С.И: «Ракета попала в крыло…». Связь оборвалась. Зеленов Е.А. принимает очень трудное решение – экипажу Копыркина А.С. возвратиться, забрать с горящего самолёта экипаж и пассажиров. Самолёт Копыркина на максимальной скорости подруливает к месту скопления людей (к счастью убитых не было, были ранены члены экипажа и сопровождающие десантники) и буквально на ходу принимает их на борт. Под непрерывным огнём самолёт прорывается к взлётной полосе, с огромным трудом взлетает и берёт курс на родину.
Указом Президента РФ от 15 января 1993 года за мужество и героизм , проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула полковнику Зеленову Е.А. присвоено звание Героя РФ за №0013 с вручением медали «Золотая Звезда». Этим же Указом звание Героя было присвоено и подполковнику Копыркину А.С. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.
С осени 1992 года Зеленов Е.А. заместитель командира 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии, штаб которой был переведён из Витебска в Новгород (пос. Кречевицы). В 1994 году присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик РФ» за высокое лётное мастерство и качественное обучение молодого лётного состава. В декабре 1995 года избирается депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Новгородской области. В 1999 году избирается в Государственную Думу повторно. В качестве депутата работал в Комитете ГД по обороне, в течении 1996 - 2003 гг. являлся председателем Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ, а также членом постоянной делегации Государственной Думы РФ в Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
Проводя большую законотворческую работу много времени и внимания уделял изучению обстановки в войсках, особенно в «горячих точках». Многократные поездки в Чеченскую республику, в республики Средней Азии, граничащих с Афганистаном позволяли своевременно вносить в ГД необходимые законопроекты. В 2001 году награждён медалями «За отличие в охране государственной границы», «За укрепление боевого содружества».
С декабря 2004 года по декабрь 2011 года заместитель руководителя аппарата фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе РФ. Государственный советник РФ 1 – го класса.
В настоящее время генеральный директор Межрегионального Центра Инновационных Технологий, занимающийся разработкой, испытанием, производством и поставкой в ВКС лазерной курсо-глиссадной системы.
Продолжает активную законотворческую работу в ГД РФ.
Является членом правления ветеранской организации ВТА «Труженники неба».

Неизвестные подвиги Военно-транспортной авиации, глава 8. Скачать


Как редактировать свою анкету выпускника

Крайнее посещение: 12.07.2018 в 15:13

Количество просмотров - 1260

Яндекс.Метрика
.