На пенсии

Заслуженный военный летчик Российской Федерации (15.08.1997).
Командир военно-транспортного авиационного полка 81 втап 12 втад г. Иваново на тяжелых ВТС Ан-22 "Антей" (1991-1996 г.г.).
Родился в 1952 г.
Цитаты из воспоминаний:
21 марта 1989 Эфиопия Аддис Абеба.
Прилетел КВС Александр Зайцев на АН-22 8 втап Тверь, брат нашего КВС Игоря Юрьевича. Привез нам 30 тонн продовольствия. А то нам Россия задолжала, уже 2 месяца не было ничего вкусненького, теперь кое-что привезли. Саша рассказывал и показывал переключатели мне лично в кабине своего АН-22, вспоминая по моей просьбе, как он ночью «падал» на освещенный Будапешт. Было дело 17.01.84 г. После взлета ночью с аэр. около Будапешта (военный аэродром ЮГВ), АН-22 № 09320, с взлетным весом 225 т на высоте 250 м произошел отказ в системе управления элеронами из-за отворачивания специального болта навески корневой секции правого элерона, вылетела ось из внешнего узла навески левого элерона, элерон перекосило в узле навески и заклинило. Канал крена выключился, самолет оказался неуправляемым по крену и начал заваливаться в левый крен.
Перешли на серво управление, но не помогло, появилось скольжение и боковая перегрузка, бортинженер самостоятельно (поскольку руки у пилотов на штурвале были завёрнуты вправо до упора) дотянулся до переключателя сервоупраление-бустерное управление и включил бустерное управление, бустер включился ударно и выбил элерон из узла навески. (При уборке закрылков заклинившую корневую секцию элерона потащило вверх. И только бустером ее удалось сломать. И поотпустило...)
Элерон не оторвало, а воздушным потоком загнуло примерно на треть длины под углом 60 градусов, так что на внутреннем узле навески перемещался в угловом направлениии.
Благодаря смелости и мужеству КВС, отличным летным навыкам летчиков и грамотным действиям ст. бортового техника капитана Ю.А. Фомина, который перешел на серворулевое управление и при дальнейшем падении самолета вновь на бустерное, самолет, падающий с вертикальной скоростью 20-25 м/сек. и углом крена 50 град. был выведен в горизонтальный полет на высоте 120-70 м над Будапештом.
Вероятно всех спас тогда именно Юра Фомин. Если бы он не переключил тогда назад с серворулевого на бустерное упраление, был бы кандык. Как он сообразил? Одному Богу известно. При уборке закрылков заклинившую корневую секцию элерона потащило вверх. И только бустером ее удалось сломать. И поотпустило... Переключение с основного управления на аварийное может осуществляться как вручную, так и автоматически. Во втором случае переход происходит при падении давления в обеих бустерных гидросистемах до 110 кгс/см2 на самолётах 1-4 серий или до 75 кгс/см2 - на машинах 5-7 серий. При падении давления в одной из систем, питающей гидроусилители РН ниже 70 кгс/см2, включается соответствующая НС-39. Высокая степень безопасности полета достигнута возможностью перехода на ручное серворулевое управление при отказе бустерной системы.
Экипаж А. Зайцева произвел нормальную посадку на аэродром вылета. Экипаж был пооощрён лично Генеральным коструктором Антоновым и только потом представлен руководством ВТА к государственным наградам.
В системе управления рулями тяги были заменены потом на более мощные стальные, а в системе управления элеронов - БУ-120 на стальные БУ-190.
Кстати, Фомин был сам здоровый мужик в эскадрилье. Борец вольного стиля. Только ему удавалось в одиночку вкручивать лопасть во втулку винта. Обычно в операции участвовало минимум два человека.
Командир 81 втап полковник Зайцев А.Ю. и его брат - командир эскадрильи 194 гв.овтап.



Как редактировать свою анкету выпускника

Количество просмотров - 379

Яндекс.Метрика
.