Катастрофа Ту-16, командир экипажа Черкасов

18.01.1956

Тип самолета Ту-16

Место происшествия Высокогорский район Татарской АССР

Командир экипажа Черкасов Леонид Александрович



18 января 1956 года самолет Ту-16 №6202917 готовился к вылету из Казани на полигон во Владимировку (ныне — Ахтубинск) для проведения бомбометания в ходе заводских испытаний. Самолет под пробку залили керосином — полет предстоял дальний. Зарядили боекомплектом пушки и подвесили бомбы в бомболюк. В последний момент командира экипажа — П.С.Яковлева сняли с планового полета для написания летной инструкции по Ту-16. Командиром экипажа был назначен 2-й пилот — Л.А.Черкасов, 2-м пилотом — М.Ю.Чавкин.
Вскоре после вылета около 10 часов утра самолет упал в Высокогорском районе, недалеко от Кощаковского зверосовхоза. Взрыв был настолько мощным, что самолет и экипаж разнесло на мелкие части. Технических причин катастрофы комиссия не обнаружила. Возможно, экипаж потерял пространственную ориентировку, есть мнение испытателей – пожар в воздухе. Погибли КК Черкасов Л.А., ПКК Чавкин М.Ю., Аристов В.И., Васильев Б.А., Рыжкевич Г.В., Клюкин М.Е. После падения Ту-16 образовалась огромная воронка. От самолета отыскали отдельные части, а останков экипажа не нашли, только очень маленькие кусочки кожи и мяса — керосин «под пробку» и бомбы сделали свое дело.
Прошла зима, и случилось страшное — ребят пришлось хоронить дважды. Жители близлежащей деревни обратили внимание на то, что собаки стали очень часто бегать на место катастрофы. Приехав туда, они увидали собак, которые после таяния снега находили на поле прежде необнаруженные останки экипажа. Позвонили в райцентр, оттуда — на завод. Пришлось собирать людей, вновь и вновь прочесывать трагическое место. Все, что удалось собрать, захоронили в братской могиле».
Признали очень слабую подготовку экипажа. У Черкасова на момент гибели общий налет на Ту-16 составил всего 10 часов, а второй пилот Чавкин являлся недавним выпускником Школы летчиков-испытателей. Вывод комиссии: полная потеря пространственной ориентировки в облаках.
По мнению бывшего шеф-пилота КАПО им. С.П.Горбунова, заслуженного летчика-испытателя России М.Л.Ковбасенко «…мог быть частичный отказ авиагоризонта. При этом очень медленно отслеживается крен самолета, в три-пять раз медленнее, чем обычно. При развороте в облаках экипаж, стремясь создать тридцатиградусный крен для разворота, мог ввести крен более шестидесяти градусов, тогда как авиагоризонт показывал всего пятнадцать градусов. Да и экипаж, действительно, был молодой. Это мое предположение. »

Количество просмотров - 1167

Яндекс.Метрика